Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Земледелие народов Восточной Тропической Африки. Охота и рыболовство. Одежда
Этнография - Народы Африки

В земледелии происходит более сложный процесс, вызванный появлением плантационных экспортных культур. Сейчас, как и раньше, важнейшими сельскохозяйственными культурами остаются кукуруза, различные виды проса, ячмень, различные бобовые, корнеплоды—маниока, земляной орех, а также бататы, тыква и т. д. Возьмем, к примеру, структуру посевных площадей продовольственных культур у африканских крестьян Танганьики на конец 1952 г. (в тыс. га); кукуруза, просо и сорго — 1260, корнеплоды — 400, бобовые — 280, земляные орехи — 80, пшеница — 6, все остальные продовольственные культуры—94. Как и повсюду в тропической Африке, главную пищу составляют лепешки с острыми подливами и довольно густые каши и похлебки. Вот типичное меню земледельцев ваньямвези: перед уходом на работу, в 6—7 часов утра,— поджаренные зерна кукурузы, поджаренные земляные орехи и дыня; после работы, в 5—6 час. вечера — мучная каша, соус из овощей, рыбы или грибов, который едят, обмакивая в него кукурузные лепешки; молоко. Принимают пищу, как правило, только два раза в день.

В Уганде и сопредельных с нею странах распространена культура бананов. Банановая роща — непременная принадлежность усадьбы угандского крестьянина. В Уганде произрастает около двухсот разновидностей банана; одни из них идут на муку, сладкие сорта едят сырыми, делают из них пиво и т. д. Плоды запекают в золе, завернув в мягкие широкие листья, или варят на медленном огне на пару вместе с другими плодами и овощами или с мясом. Банан — многолетнее растение, выпускающее от корневища новые отростки. Разрастается банан с такой быстротой, что больше всего хлопот доставляет не его разведение, а уничтожение излишних отростков. При умелом уходе банановая роща может давать урожай почти круглый год. Баганда используют не только плоды, но и все другие части растения. В слегка провяленные листья заворачивают все, что выносят на продажу или что должно храниться про запас: рис, бобы, кофе, бататы, табак, соль и яйца. Листья служат тарелкой, шляпой, палаткой для ребенка, под которую мать усаживает его, пока мотыжит поле. Нижнюю часть ствола сушат на топливо; стволы используют для удобрения почвы. Культура бананов требует обильного орошения, поэтому банановые плантации широко распространены только во влажных тропических районах Уганды, где выпадает большое количество осадков. Значительная часть Восточной Тропической Африки отличается более сухим климатом, и почти повсюду на первом месте среди сельскохозяйственных культур стоят различные виды проса и бобовые растения.

С приходом европейцев в земледельческих хозяйствах большое место заняли плантационные культуры: хлопок, кофе, чай и др., выращиваемые исключительно для продажи. Современная Уганда — крупнейший поставщик хлопка.

В 1951 г. хлопок составил 61% всего экспорта из Уганды, второе место заняло кофе (27% всего экспорта). В крестьянском хозяйстве Ньясаленда быстро увеличиваются площади, занятые под табак, хлопок. Крестьяне Северной Танганьики выращивают кофе. Во многих районах появились крупные плантации капиталистического типа, на которых работает много наемных рабочих. У большинства крестьян плантации экспортных культур незначительны, они заводят их лишь для того, чтобы получить деньги на уплату налогов. Продавая сельскохозяйственные продукты, крестьяне говорят: «Мы покупаем деньги, чтобы уплатить налоги».

Продовольственные культуры, за исключением земляных орехов и небольшого количества кукурузы, не имеют выхода на внешний рынок и почти не участвуют в торговом обороте. Крестьянское хозяйство, по существу, делится на две неравные части: производство продуктов личного потребления, не поступающих в торговый оборот, и производство экспортного сырья, почти не имеющего потребления в собственном хозяйстве. Постоянно возрастающая нужда в деньгах заставляет крестьянина уделять все больше внимания и сил экспортным культурам в ущерб продовольственным.

Увеличение роли экспортных культур для огромного большинства крестьян означает не повышение, а понижение жизненного уровня и неизбежно влечет за собой ухудшение питания.

Крестьянское хозяйство остается попрежнему крайне отсталым. Массовое отходничество лишает деревню наиболее ценной рабочей силы, а эксплуатация крестьянства монополистическими компаниями, колониальной администрацией, многочисленной армией купцов и ростовщиков, коё- где местной феодальной, а чаще всего родо-племенной верхушкой лишает крестьянина возможности обновлять средства производства, вводить улучшенные методы обработки земли.

В большинстве районов до сих пор сохраняется типичная для всей Тропической Африки подсечно-огневая система земледелия. При обработке нового участка земли мужчины вырубают лес и кустарники, оставляя высокие и толстые деревья; пней не выкорчевывают, а кусты и срезанные ветви собирают в кучи и сжигают; золу разбрасывают по полю в качестве удобрения. Расчищенный участок засевают или засаживают несколько лет подряд до полного истощения почвы, затем переходят на другой. Недостаток земли заставляет вскоре возвращаться к ранее уже обрабатывавшимся участкам. Для предохранения почвы от быстрого истощения чередуют посевы разных культур, например кукурузы и бобовых.

В густо населенных гористых районах Руанды и в особенности в Урунди эта примитивная система земледелия исчезла еще до появления европейских колонизаторов. Здесь существует хорошо организованная общественная система ирригации, проведено множество оросительных каналов, местами вода проводится по деревянным колодам. Глава селения следит за правильным распределением воды по каналам; глава всего округа организует общественные работы по проведению новых каналов, починке и очистке старых. На склонах холмов применяется террасовое земледелие. В обрабатываемые участки регулярно вносится удобрение: перед посевом разбрасывают золу сожженных стеблей папируса; после уборки урожая сорго, гороха, бобов и других культур сухие стебли растений сжигают; навоз, птичий помет и даже кухонные остатки вывозят на поля. Дорогостоящие минеральные, искусственные удобрения не применяются.

У банту Кавирондо, где плотность населения доходит местами до 400 чел. на 1 км2, каждый клочок земли используется из года в год, требуя тщательной обработки и применения удобрений. Особенно интенсивно обрабатываются чайные плантации. В районе Килиманджаро создана широко разветвленная система ирригации; чайные и кофейные плантации тщательно обрабатываются. Интенсивное земледелие ведется в районах хлопковых плантаций Уганды.

Сельскохозяйственные орудия нимало не изменились за время господства империалистов. Попрежнему, как и сотни лет назад, единственным орудием обработки земли остается мотыга. Форма этого примитивного земледельческого орудия почти повсюду одинакова: кривой сук, на конце которого укреплена металлическая рабочая часть. Наконечник мотыги чаще всего имеет вид долота. Иногда лезвию придается сердцевидная форма; этой мотыгой можно работать лишь в согнутом положении. Естественно, подобное орудие применимо лишь для обработки небольших участков. Мотыгой вскапывают землю, взрыхляют грядки, окучивают растения, пропалывают и т. п. Только в Руанде для обработки земли используют большие тяжелые мотыги, по виду ближе всего напоминающие среднеазиатский кетмень, несравненно более эффективные: ими работают стоя, и размах гораздо больший, и сила удара очень велика. Такими мотыгами работают мужчины, взрыхляя целину и перекапывая поле. Плуг — большая редкость и встречается лишь в хозяйстве очень богатых крестьян и на крупных хлопковых плантациях.

труд снарядыДля вырубки леса и кустарника применяются топоры особой формы и ножи. Серповидные ножи на длинной рукоятке употребляют главным образом для срезания бананов и расчистки банановых рощ. Иногда их используют 7 при уборке урожая вместо серпов. Урожай снимается вручную. Молотят палками на земляном току, веют на ветру. Просо обдирают в ступках, зерна размалывают в муку на зернотерках.

Пока земли было достаточно и разработка новых участков не была ограничена малоземельем, крестьянская семья большим напряжением сил могла и при такой примитивной технике обеспечить себя продовольствием. Но сейчас, когда из года в год перекапывают одну и ту же землю, крестьянская семья прокормить себя не может: хроническое недоедание стало обычным, массовым явлением. Хищническое уничтожение лесов повело к тому, что засуха, в Северной Родезии особенно, стала частой гостьей.

Календарь сельскохозяйственных работ зависит от климатических условий. Обычно посев производится в начале периода дождей, а уборка в начале сухого сезона. Ваньямвези сеют рис в конце октября, перед началом дождей; в ноябре после сильных дождей сажают кукурузу, в декабре — бататы и табак, затем просо и бобовые растения. Сбор урожая начинается в конце января или начале февраля. Несколько южнее, в Таборе, посадка идет в той же последовательности, но начинается позже — в декабре — январе, а уборку производят в марте — апреле. В Урунди в течение дождливого периода, с октября по март, по склонам холмов сажают сначала кукурузу и бобы, затем сорго и просо. Позже, в течение сухого периода — с июня по сентябрь — выращивают вторые посевы в низинах, близ рек и озер, где хорошо растут бататы и влаголюбивые сорта бобов. В Кении сезон больших дождей приходится на март — июнь, и крестьяне кикуйю сажают кукурузу, бобовые, бататы, картофель и разные овощи; в июле — октябре, т. е. во время первого сухого сезона, идет уборка урожая и подготовка почвы для второго посева; в октябре—январе, коротком сезоне дождей, сеют разные виды проса; в январе—марте, во время сухого сезона, убирают просо и готовят землю для нового посева.

После посева на полях обычно на высоких столбах устраивают небольшие сторожевые хижины; кроме того, на полях устанавливают пугала для птиц, вешая на воткнутые в землю палки сломанные горшки. Днем поля сторожат женщины и дети, по ночам — мужчины. Мужчины занимаются наиболее тяжелой работой по расчистке леса, кустарника, поднимают целину, иногда оказывают помощь и в посадке. У суахили мужчина сажает лишь определенные культуры — бананы, сладкий картофель, ямс, сахарный тростник и табак; посадка остальных культур — дело женщин. Уборка, обмолот и прочее ложится полностью или почти полностью на плечи женщин. Это издавна установившееся распределение работ между женщинами и мужчинами сохраняется в принципе и до сих пор. Все земледельческие работы, за исключением обработки почвы, т. е. посадка, прополка, уход за посевами и почти вся уборка урожая, считаются делом женщин. Напротив, уход за скотом считается исключительно мужским занятием. Это разделение труда настолько вошло в быт, что отразилось и на продаже сельскохозяйственных продуктов: мужчины продают только скот, женщины — продукты полеводства. Мужчина никогда не понесет на себе какую-нибудь ношу, лишь в крайнем случае он помогает ослабевшей женщине: переноска тяжестей — «женская работа», мужчину за это высмеют, от него отвернутся девушки.

С появлением капиталистических отношений порядок этот быстро разрушается. Нанявшись к европейскому фермеру, мужчина выполняет разнообразную работу. В тех крестьянских хозяйствах, где плантационные товарные культуры играют заметную роль, мужчина занимается любыми полевыми работами. Но теперь в деревнях мало мужчин, они вынуждены уходить на заработки. Зачастую все хозяйство ведет женщина с детьми: на ней лежит и уход за скотом, и полеводство. Такие хозяйства сейчас типичны, они представляют собою печальную картину запустения и деградации, полуголодного существования крестьянской семьи.

Охота и рыболовство

До появления европейцев население Восточной Тропической Африки в той или иной мере занималось охотой и рыбной ловлей. Охота и рыбная ловля почти повсюду были подспорьем в хозяйстве как земледельца, так и скотовода. Теперь охота стала почти невозможна: леса вырублены, образованы большие заповедники, куда африканцев не пускают. Охота в заповедниках разрешается только колониальным чиновникам, избранным любителям- охотникам и богатым европейским и американским туристам. Прежде охотник, вооруженный луком и стрелами, мог настрелять птиц или убить антилопу, теперь же из-за отсутствия дичи охота со столь примитивным оружием малоуспешна. Купить ружье трудно, во-первых, потому, что нужно иметь разрешение, а во-вторых, ружья дороги. Кроме того, нет времени для охоты: мужчины проводят большую часть времени на отхожих заработках,, а возвратившись домой, занимаются хозяйством. И прежде земледельческие племена испытывали недостаток в мясной пище, но он пополнялся так или иначе, тогда как теперь мясо для многих стало недоступной роскошью.

Одежда

Народы Восточной Тропической Африки, в частности ваньямвези и некоторые другие, знали примитивное ткачество. В межозерной области выделывали мбугу — материюиз луба. Путем очень тщательной и кропотливой обработки луба фикусовых деревьев получали тонкую, как фетр, и эластичную, как замша, материю. Из мбугу изготовляли плащи, цыновки, перегородки хижин, походные шатры. Темные плащи цвета терракоты, орнаментированные звездами и зигзагами, были повседневной одеждой багандской знати. Скотоводческие племена, масаи и др., изготовляли одежду из тщательно обработанных шкур животных. Однако в повседневной жизни африканцы ограничивались набедренной повязкой из мбугу, кожи или искусно сплетенной травы.

После установления империалистического господства, в результате массового ввоза фабричных текстильных изделий, местное ткачество исчезло, изготовление мбугу стало редкостью. Но африканцы не оделись ив фабричные ткани. Только работающие в городах и на фермах носят одежду европейского покроя из дешевых хлопчатобумажных тканей. При этом стараются обходиться лишь самым необходимым; мужчины носят обычно короткие штаны и рубаху, иногда какую-нибудь курточку. В деревнях, особенно во время работы, единственной одеждой попрежнему служит набедренная повязка. Крайняя бедность делает фабричные ткани недоступной роскошью для большей части населения.

В 1939 г. было проведено обследование годовых бюджетов банту Кави- рондо, у которых очень широко развито отходничество. Обследование показало, что средний годовой расход денег зажиточной семьи составляет 6,5 фн. ст. (полфунта в месяц). Из них семья уплачивает налог, взносы в церковь, платит за обучение детей в школе, покупает соль, керосин, мыло, кое-что из продовольствия и 10 шилл. (!) в год тратит на приобретение сельскохозяйственного инвентаря, посуды и одежды.

Одежда зажиточных суахили напоминает арабскую. Мужчины носят хлопчатобумажную рубаху ниже колен, с широкими развевающимися рукавами и без воротника, с застежкой от шеи до талии. Кусок хлопчатобумажной ткани, вышитой темнорозовым шелком, служит одновременно и поясом и юбкой. Обуваются в сандалии; при входе в дом их снимают. Женщины из .богатых семей носят длинные блузы с короткими рукавами и штаны, а также передники темного цвета. Лицо и голову прикрывают плотной маской из двух кусков черного шелка: первый закрывает лоб, спу~ скаясь до бровей, второй — нижнюю часть лица. Это сооружение удерживается гребнем. Дома в присутствии посторонних мужчин покрывала не снимают. Мужчины носят тюрбан, концы которого спадают на плечи; дома тюрбан снимают и остаются в маленькой шапочке.