Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Масаи в Восточной Тропической Африке. Древние связи с Востоком
Этнография - Народы Африки

В то время как в районе Межозерья уже сложились государственные образования, скотоводческие племена нилотов находились на стадии разложения родо-племенного строя. Примером -может служить одно из наиболее сильных и известных в истории племен—масаи.

щит масаиОсновным занятием масаи было скотоводство. Скот находился во владении отдельных патриархальных семей. Все неженатые мужчины в возрасте от 14 до 25 лет составляли отряды воинов, которые жили в особых краалях и пасли скот. Краали у масаи состояли из небольших низеньких плетеных из прутьев хижин, обмазанных сверху глиной, смешанной с навозрм. Такая хижина представляла собою нечто вроде огромной перевернутой корзины. Хижина была пригодна только для ночлега; стоять в ней взрослому человеку было невозможно, так как высота хижины не превышала полутора метров. Хижины масаи располагались по кругу, образуя внутренний двор, в который на ночь загоняли скот. Отряды воинов занимались военными упражнениями и делали набеги на соседние племена, захватывая скот. В этих набегах масаи никогда не брали пленных, так как рабы не могли быть использованы в хозяйстве; пленных обычно убивали. Не удивительно, что масаи приводили в трепет земледельческие племена банту.

Боевые отряды масаи состояли, как было сказано, из молодежи. Молодежь обоего пола большую часть года проводила вне поселений, передвигаясь со стадами в поисках пастбищ. Основные поселения масаи, вокруг которых кочевали их стада, несколько отличались от краалей воинов. В этих поселениях жили взрослые масаи со своими семьями. Юноша имел право жениться и обзавестись собственной семьей лишь после того, как достигнет известного возраста и сможет выплатить определенное количество скота за жену. В этой уплате ему оказывали помощь его отец и ближайшие родственники.

Женатые мужчины покидали краали молодежи и заводили свое хозяйство в селении. Самые старшие из них входили в состав совета, ведающего делами племени, творили суд и руководили походами. Во главе племени стоял вождь — олойбони, особа которого считалась священной.

Не следует думать, однако, что взаимоотношения масаи с окрестными племенами ограничивались набегами и грабежом скота. Дело в том, что масаи вынуждены были торговать со своими соседями. Пища масаи состояла по преимуществу из мясных и молочных продуктов. Нуждаясь также в растительной пище, масаи получали ее путем обмена с окрестными племенами земледельцев. Существовала постоянная торговля, в которой масаи поставляли продукты скотоводства, получая от банту продукты земледелия.

щитокВ начале XIX в. в районы внутренней Африки все больше и больше начинают проникать арабы-работорговцы. Арабские торговые караваны представляли для масаи заманчивую добычу. Почти все путешественники отмечают воинственность масаи и тот ужас, который они наводили на соседние племена. По сообщениям некоторых путешественников, словом «масаи» прибрежные жители пугали детей. Немецкий путешественник Деккен сообщал, что «одного этого слова достаточно, чтобы нагнать на целый караван панический страх», что длинная формула заклятия при некоторых обрядах содержит, в частности, такие слова: «чтобы ни один из нас не встретился с масаи, львами и слонами»1.

Представление о масаи как о разбойниках и грабителях, как о народе, жившем исключительно грабежом, создано главным образом путешественниками со слов арабских купцов.

Древние связи с Востоком

Берега Восточной Тропической Африки, омываемые водами Индийского океана, были известны египетским, арабским и индийским купцам задолго до начала нашего летоисчисления. Еще за 1500 лет до н. э. на побережье Восточной Тропической Африки побывали, повидимому, египетские корабли, посланные в страну Пунт царицей Хатшепсут. Позже берега Восточной, Африки посещали купцы южноарабских стран, в частности купцы Аусана. Весьма оживленную торговлю с берегом Восточной Африки вели также греки* Об этом свидетельствует «Перипл Эритрейского моря»: Периплами назывались руководства для мореплавателей. Этот перипл был составлен в конце I       в. н. э. на греческом языке, вероятнее всего каким-нибудь египетским купцом. Автор описывает морской путь от Египта до Индии и попутно упоминает восточные берега Африки, называя всю эту часть африканского материка Азанией. Греческие купцы называли Азанией все побережье от Сомалийского полуострова до Занзибара и Пембы. Этой областью управлял наместник южноарабского царя, который «посылал туда купеческие суда», указывает автор перипла, «по большей части с кормчими и командой из арабов, которые связаны дружбой с местными жителями и знают как эти места, так и их язык. Ввозятся на эти рынки вещи преимущественно местного производства: копья, секиры, ножи, шилья, различного рода предметы из стекла, а в некоторые места довольно значительное количество вина и хлеба не для торговли, но как средство получить расположение варваров. Вывозится из этих мест много слоновой кости,... отличная черепаха ...и немного кокосового масла»2.

На берегах Восточной Тропической Африки во многих местах найдены греческие и римские монеты. Так, около Дар-эс-Салама найдена монета Птолемея X Сотера (115—80 гг. до н. э.), в Биндуре на р. Мазоэ в Южной Родезии найдена римская монета императора Клавдия (268—270 н. э.); в излучине реки Лимпопо в местечке Мессине — бусы римского императорского периода (около V в. н. э.). Самой южной находкой является древнееврейская монета Симона Маккавея (114—136 гг. до н. э.), найденная в Марианхилле в Натале. Все эти находки свидетельствуют об оживленной торговле, ведшейся с глубокой древности на берегах Индийского океана. Около 530 г. н.э. о торговле с Центральной Африкой сообщает греческий купец и путешественник Косма Индикоплевт. В его время купцы южной Аравии, Персии, Индии, а также купцы Аксумского царства посещали африканские страны. По его словам, царь Аксума ежегодно отправлял экспедиции в страны варваров. Купцы брали с собой скот, соль, железо и, когда приезжали в страну золота, оставляли свои товары на берегу и уходили. Местные жители клали слитки золота около товаров, которые им приглянулись^ также уходили. Если купцы удовлетворялись количеством золота, они забирали его, оставляя свои товары на берегу. Так, по словам Космы Индикоплевта, велся этот немой торг. Позднее торговля с африканским побережьем перешла в руки персов, а с падением государства Сасани- дов — в руки арабов. Первые поселения на восточном берегу Африки были основаны персами, позднее их сменили арабы, которые появились в Африке еще до ислама. Однако лишь в VII в. арабские поселения приобрели большое значение и из малых торговых факторий, имевших временный характер, превратились в крупные городские центры. Это было связано с переселениями целых родов и племен, бежавших из Аравии вследствие междоусобных войн. Первое такое переселение из Омана произошло в 684 г. н. э. Позднее, в 739 г., в районе Пате поселились арабы, бежавшие от преследований со стороны последователей Мухаммеда. В 975 г. арабы сунниты построили город Кильву, ставший впоследствии «столицей всех арабских поселений Восточной Тропической Африки, когда они объединились в один султанат. Позднее в Кильву, также от религиозных преследований, бежало много персов из Шираза. Весь восточный берег Африки, от Сомалийского полуострова на севере до Наталя на юге, был усеян арабскими поселениями. Наиболее значительными из них были Пате, Момбаса, Занзибар, Ламу, Малинди, Мафия, Пемба, Чоле, Софала и др. Все эти города первоначально были самостоятельными, но позднее правителям Кильвы удалось объединить в своих руках все побережье. История арабских и персидских султанатов известна на основании исторических хроник, написанных на языках суахили и арабском1.

вава

Арабские переселенцы выстроили города, обнесли их стенами, развели 1Вокруг них плантации, на которых работали рабы. Рабовладение было распространено во всех арабских султанатах Африки. Рабский труд широко применялся на плантациях, при сооружении крепостей и в домашнем быту. Рабов вывозили в Аравию, Персию, Индию и другие страны. До сих пор в южной Аравии живут потомки африканских рабов, составляющие население целых деревень. В устьях Инда в 60-х годах XIX в. жило около 400 тыс. африканцев, говоривших на сиди — диалекте языка ^суахили. В китайских исторических хрониках встречаются упоминания об африканских рабах, называемых сенг-кщ это слово, очевидно, представляет собой китайскую передачу арабского названия африканцев — зенг. Упоминания об африканских рабах встречаются также в яванских надписях с IX—XIII вв.