Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сельское хозяйство Эфиопии. Ремесла. Промышленность
Этнография - Народы Африки

Эфиопия и прилегающие к ней колониальные страны красноморского побережья и в наши дни остаются сугубо аграрными странами. Главное занятие населения — земледелие и скотоводство. В экспорте из Эфиопии за 1950 г. на первом месте стоит кофе (50% во временное владение; эти земли назывались землями -гулът и по наследству не передавались всего экспорта), на втором — кожи и шкуры (23%), на третьем —зерновые (8%). Развитие промышленности, даже добывающей, находится в самой начальной стадии. Единственный вид экспортируемой промышленной продукции— цемент, составивший 0,3% общей массы экспорта.

Эфиопия попрежнему представляет собою феодальное государство, феодальные отношения и сейчас являются основным типом производственных отношений. Наряду с ними сохраняются сильные пережитки родового строя, рабовладения и развиваются элементы капитализма. Вся земля, как это было и в других государствах Востока, формально принадлежит императору. Это свое право негус подтвердил еще раз специальным указом в 1944 г.

Фактически все земли делятся на три группы: царские, церковные и земли реет. Последние включают в себя частные феодальные владения и еще сохранившиеся кое-где крестьянские общинные земли. Церковные земли и земли реет расположены главным образом на исконно эфиопских территориях, т. е. в центральной и северной Эфиопии. В южных областях, по мере присоединения их к Эфиопии, негусы раздавали землю своим приближенным. При завоевании новых территорий негусы, кроме того, обычно размещали на них свои гарнизоны, наделяя их землей с живущими на ней крестьянами. Все крестьяне объявлялись геббарами военного гарнизона; каждый солдат получал одну семью, которая должна была его содержать — обеспечивать жильем, топливом, питанием. В 1942 г. негус издал указ об отмене системы геббар, однако солдаты не всегда регулярно получают положенное им денежное довольствие и продолжают обирать крестьян.

Все крестьяне Эфиопии, независимо от того, на чьих землях они живут, обязаны отрабатывать тяжелую барщину, которая достигает обычно одной трети всех дней в году, и, кроме того, отдавать помещику одну четвертую или одну пятую часть урожая, а до 1944 г. еще и десятину в пользу негуса. В1944 г. негус отменил сбор десятины, заменив ее денежным земельным налогом; повинности крестьян в пользу помещика сохранились в основном прежние. Там, где земли помещиков были захвачены итальянскими оккупантами и где были созданы на них плантации, возвратившиеся помещики сохранили эти плантации и обрабатывают их наемным трудом, превратившись, таким образом, в сельскохозяйственных предпринимателей. В их поместьях продолжают процветать различные формы полуфеодальной кабалы.

В 1942 г. негус издал указ об освобождении всех рабов и строжайшем запрещении рабства. Судя по послевоенным известиям из Эфиопии, рабов там сейчас нет. Но не «обеспеченные никакими средствами существования бывшие рабы в большей своей части остались у старых владельцев в качестве зависимых крестьян, наемных рабочих и домашней прислуги.

В условиях господства феодальных отношений и при наличии даровой рабочей силы помещики ограничиваются самой примитивной сельскохозяйственной техникой, а крестьянин, обираемый помещиком, не имеет никаких средств для усовершенствования своих орудий труда.

Очень характерен ответ губернатора одной из богатых южных провинций на вопрос, заданный ему английским консулом Рэем. Англичанин спросил, почему он не перейдет на обработку земли машинными плугами, что при обширности его земель оправдает все затраты. Ответ был таков: «Да, это, может быть и дешево в вашей стране, но очень дорого в моей. И ради чего мне стоит приобретать плуги? Каждый мой крестьянин обязан явиться с плугом и парой быков, а то и с несколькими быками, и вспахать мои поля. Я зарежу несколько быков, чтобы накормить людей, это для меня небольшой расход, а других затрат у меня нет. К чему же мне- тратить свои деньги на то, чтобы мои поля были вспаханы немногоскорее?»1.

Сельское хозяйство Эфиопии остается поэтому до сих пор невероятноотсталым. В некоторых северных областях (Тигре, Годжам и др.) применяется переложная система земледелия, во всех других все еще сохраняется подсечно-огневая система. Вырубку кустарников производят при помощи короткого широкого ножа с деревянной ручкой.

Только в северных областях Эфиопии и Эритрее пашут плугами с железным лемехом; в центральной Эфиопии распространена деревянная соха, на которую иногда насажен железный башмак, а галла, населяющие западные области Эфиопии, моча, абигар, гимирра и др. разрыхляют верхний слой земли длинными заостренными кольями. В центральной и северной Эфиопии широко применяют мотыги двух видов: это — палка с загнутым заостренным концом, либо с железным лезвием, имеющим форму лопаты. Посев повсюду производят вручную. Сеют обыкновенно в период больших дождей, в июне — сентябре.

Главные сельскохозяйственные культуры: тэфф — хлебный злак, культивируемый только в Эфиопии, различные виды пшеницы, дурра — род проса, похожий на кукурузу, хлебный злак — дагусса; бобовые: бобы,, горох, нут, чина и чечевица. Посев производится в определенной последовательности: сначала сеют бобовые, затем тэфф, дурру, ячмень, дагуссу. Пшеницу сеют последней.

Период жатвы (по-амхарски белы) наступает в ноябре и продолжается до февраля. Уборка урожая производится железным серпом. Срезанные колосья обмолачивают, прогоняя по току быков, лошадей или мулов. Зерно провеивают на ветру, после чего ссыпают в глиняные зернохранилища или большие плетеные корзины. Иногда крестьяне хранят зерно- в специально вырытых в земле ямах.

Овощеводство и плодоводство развиты слабо. Выращивают красный перец, капусту, лук, чеснок, огурцы, тыкву, бататы и ямс; в садах растут апельсины, лимоны, бананы, померанцы, гранаты, персики и абрикосы.

Широко распространена культура хлопка, из которого эфиопы давно- вырабатывают прекрасные ткани. Хлопок культивируют главным образом крестьяне, но еще до начала итальянской оккупации французские и итальянские компании создали крупные хлопковые плантации. Некоторое количество хлопковых плантаций появилось в годы итальянской оккупации.

С давних времен эфиопские крестьяне собирают дикорастущие бобы прекрасного эфиопского кофе. Кофе — неотъемлемая часть питания населения Каффы и Харара, где варят не только зерна, но и шелуху. Как уже отмечалось, кофе составляет важнейшую статью эфиопского экспорта. За последние десятилетия созданы многочисленные кофейные плантации, принадлежащие по преимуществу иностранцам.

Эфиопы сеют и лен, но только как продовольственную культуру: они употребляют семена для приготовления лепешек. Повсеместно распространены посевы табака.

Население центральных и северных областей Эфиопии и Эритреи издавна занимается скотоводством. Амхара, тигре, тиграи и галла разводят преимущественно рогатый скот — зебу, овец и коз. Зебу отличаются крупными размерами и мясистостью. Быки используются при вспашке поля. Овцы — мясной породы, шерсти дают мало. После итальянской оккупации у эфиопских крестьян появились свиньи, которых они разводят только для продажи, так как свинины не едят.

Скот круглый год пасется на пастбищах, вблизи деревень. Продукты животноводства идут почти полностью на личное потребление; экспортируются только кожи и сало. Больших размеров достигает коневодство, лошади используются в основном для верховой езды; для перевозки тяжестей служат мулы, ослы и верблюды. Из домашней птицы держат только КУР-

Данакиль, сомали и галла южной Эфиопии занимаются главным образом разведением верблюдов и значительно реже—крупного рогатого скота.

Почти во всех областях Эфиопии разводят циветтовых кошек (виверр), железы которых выделяют пахнущее мускусом вещество, идущее на экспорт.

Крестьяне всех областей Эфиопии и Эритреи питаются хлебными пресными лепешками и подливами. Лепешки — энджера, круглой формы (около полуметра в диаметре), пекут из муки разных хлебных злаков. Зерна размалывают на каменных зернотерках или перетирают в ступках каменным пестиком. Крестьяне ограничиваются преимущественно лепешками с подливой — шуро, приготовляемой из гороха, чечевицы или бобов с маслом и красным перцем. Мясо едят только по особым праздникам и далеко не все.

Питание зажиточных слоев населения обильно и разнообразно: густые супы из жирного мяса, подливы из гороха, картофеля, чечевицы, мяса или рыбы, щедро приправленные луком, чесноком, перцем и крутыми яйцами. Кроме того, на обед подается мясо в разных видах: брендо — сырое парное мясо, тебе — мясо, поджаренное прямо на углях, и, наконец, тонкие куски баранины, слегка проваренные в соусе из красного перца. Из молочных продуктов, помимо коровьего масла, едят простоквашу, сметану и творог с чесноком. Любимые напитки всех слоев населения тедж— пчелиный мед, разведенный в воде, и шелла — ячменное пиво.

Пищевой рацион галла отличается лишь отсутствием острых приправ. Скотоводы — сомали и данакиль — питаются преимущественно мясомолочными продуктами.

Ремесла. Промышленность

В хозяйстве народов центральной и северо-западной Эфиопии значительное место занимают такие ремесла, как ткачество, обработка кожи, плетение, гончарство, обработка дерева и металла.

Одежду изготовляют из домоткани. Горизонтальный ткацкий станок амхара, тигре и галла довольно широк и позволяет довести ширину ткани до 1 м. Выделка тканей для широкого потребления почти прекратилась в городах еще до итальянской оккупации, так как местную ткань вытеснили английские, американские и японские ситцы, но она вновь возродилась во время второй мировой войны в связи с сокращением импорта.

Мужской костюм трудящегося населения состоит из штанов, длинной рубашки, накидки —шаммы и бурнуса. Мужская рубаха туникообразного покроя — камис шьётся из одного куска ткани с вырезом для головы; вшитые длинные рукава сильно сужены у кисти. Ворот рубахи стоячий. Короткие и узкие штаны — сури сшиваются из двух полотнищ и четырехугольного клина, образующего широкий шаг, и немного ниже колен плотно обтягивают ногу. Рубаху носят поверх штанов. Широкий пояс (маканат) имеет в длину 6—10 м, в ширину 15—35 см; на обоих концах пояс!а вытканы разноцветными шелковыми нитками поперечные полоски. Этот пояс обертывается вокруг талии несколько раз.

Шамму носят поверх рубахи. Шаммы бывают различные: собственно шамма — с узкой цветной каемкой по двум длинным сторонам, шамма без каймы — год зекзек, тонкая шамма с широкой красной полосой, идущей вдоль шаммы посредине,— джано, или куша, и тонкая шамма с широкой разноцветной шелковой вышивкой посредине — макалъкем, и т. д. Способы ношения шаммы очень разнообразны.

В холодную погоду поверх шаммы надевают бурнус из черной шерсти с капюшоном для головы. Бурнусы-накидки без рукавов надеваются через голову. В хорошую погоду обычно головного убора не носят и в очень редких случаях повязывают голову куском белой ткани — шаги, кисейной или хлопчатобумажной.

Обувь в большинстве случаев отсутствует. Только когда крестьяне направляются в пустынные местности, где раскаленный песок обжигает подошвы ног, они надевают сандалии. Сандалии сшиваются из семивосьми слоев кожи, вырезаемой по ступне.

Мужская одежда имущих классов населения обычно состоит из рубахи, штанов и особого вида бурнуса — каббы. Рубаху и штаны шьют из дорогой тонкой материи, часто из шелковой. Ворот рубахи и рукава застегиваются на множество мелких круглых медных или серебряных пуговиц и обшиты черным шелковым бордюром. Кабба, это накидка из черного тонкого сукна, шелка или атласа, часто обшитая бахромой или золотой тесьмой. В качестве головного убора носят белую или цветную повязку либо соломенную шляпу. В начале XX в. в Эфиопию стали ввозить фетровые шляпы. Кожаные орнаментированные сандалии уступают место европейской обуви со шнурками и гетрами.

Современный костюм — брюки, рубашку с галстуком и пиджак — носят преимущественно интеллигенты, чиновники и купцы. Большинство населения придерживается национального костюма.

Одежда крестьянки состоит из длинной плотной рубахи, шаммы и бурнуса. Шамма иногда украшается узкой вышитой каймой по бокам. Штаны крестьянки носят только при верховой езде. Крестьянки ходят босиком, с обнаженной головой, лишь изредка повязываются платком. Волосы заплетаются в многочисленные косички, начинающиеся у лба и спускающиеся на плечи.

Костюм женщины имущих классов отличается от описанного выше только качеством материала. Рубахи имеют тот же покрой, что и у крестьянок. Рукава очень узкие, иногда более полутора метров длины. Рубаху подпоясывают широким поясом, как у мужчин. Шаровары длиной более трех метров, сильно суженные у щиколотки, образуют поперечные складки. Рукава рубах и края штанов расшиты цветным шелком. Национальный эфиопский орнамент вышивки на одежде отличается очень своеобразным и сложным рисунком, напоминающим то цветы, то геометрические фигуры,, и выполняется черным, красным и серым шелком. Шаммы женщин имущих классов изготовляются из тонкой привозной ткани; каббы шьют из черного сукна, атласа или шелка с яркой бахромой. Женщины носят головную повязку, поверх которой надевают фетровую шляпу, и кожаные сандалии или привозные европейские туфли.

И женщины и мужчины любят различные украшения местного производства, по своему качеству почти не уступающие тонким изделиям ювелиров Европы. Женщины носят разнообразные драгоценности: серьги — гутча тонкой филигранной работы, ожерелья, браслеты, кольца из золота и серебра, головные шпильки — валъба, серебряные колечки, надеваемые по нескольку штук, на первый сустав пальца — калабаш. Мужчины носят медные и золотые серьги, иногда с подвесками из цепочек. Трудящимся массам эти украшения, естественно, недоступны.

Еще в конце XIX в. эфиопские воины носили поверх рубахи джано (шамму с красной полосой внизу), лемд (накидку) и головные повязки из львиной гривы. В настоящее время лемд (бархатная накидка, по форме напоминающая шкуру льва, леопарда или барса) надевается в очень редких случаях. Почти повсеместно введен европейский воинский костюм, которому приданы некоторые национальные черты: к вер-- ХУ офицерской фуражки пришивается кусок меха, так как раньше воины носили на голове повязки из львиной гривы. Иногда вместо погон пришивают куски меха. Воины носят обмотки и почти все ходят босиком; лишь немногие имеют кожаные сандалии.

Обработка кож, так же как и ткачество, имеет большое значение в крестьянском хозяйстве. Из кожи изготовляют седла, сбрую, ремни, сумки, щиты и ножны, кувшины для воды, формой напоминающие чайники, разнообразную посуду, футляры для роговых и деревянных кубков. Щиты служат теперь только для военных парадов; их выделывают из кожи быка, гиппопотама или буйвола.

Кожаные изделия сомалийцев мало отличаются от изделий жителей центральных и северо-западных областей Эфиопии.

Не менее искусны все народы Эфиопии, Эритреи и Сомалийского полуострова в обработке дерева и рога, производстве глиняной посуды, плетении корзин и других изделий. Плетеные изделия самой разнообразной формы и назначения очень распространены в быту. Способ плетения корзин — спиральный. Обычно корзины плетут из простой некрашеной соломы. Для отделки пользуются соломой, окрашенной в разные цвета, чаще зеленый, желтый или фиолетовый; сомали и данакиль предпочитают желтый и лиловато-красный. Орнамент — шахматный ромбовидный или в виде концентрических кругов разной окраски. В большом ходу корзины продолговатые и плоскодонные; дно и отверстия их имеют овальную форму, крышки — конусообразную. Очень часто встречаются плетеные сосуды в виде графинчиков, открытые корзины в форме вазы на подставке. Для упаковки кофе амхара, галла и тигре плетут большие мешки. Представляют интерес плетеные сита, стол-корзина и зонтики. Сита с подставками делают из толстых, предварительно плотно скрученных веревок. Стол-корзина — круглое плетеное блюдо на высокой широкой подставке в форме усеченного конуса; в перевернутом виде стол этот может служить корзиной для хранения запасов.

Из дерева изготовляют сосуды, части седел, плуги, древки копий и т. д. Выделываются всевозможные резные ложки, деревянные сосуды, широкие чашки для хранения капусты и мяса, деревянные резные кубки для питья. Все изделия орнаментированы резьбой в виде концентрических кругов или треугольников и часто окрашены в красный, желтый и черный цвета. Несколько грубее и проще по выделке деревянная посуда сомалийцев.

Рог идет на изготовление утвари и табакерок. Дном для роговых кубков обычно служит деревянный или кожаный кружок.

Глиняная посуда теперь вытесняется привозной металлической.

Гончарную посуду население выделывает двумя способами: амхара, тигре и галла — путем спирального наращивания валиков; каффичо и сомалийцы — путем вытягивания. Оба способа дают прекрасный результат, даже без применения гончарного круга. Обычно сосуды подвергаются длительному обжигу на огне. Иногда их покрывают снаружи глазурью. Формы глиняных сосудов разнообразны: для воды изготовляют большие кувшины из белой глины, круглодонные горшки служат для хранения масла или жидкого теста; в неглубоких широких мисках с двумя ручками замешивают тесто; на глиняных сковородках пекут лепешки; маленькие сосуды ргспользуются для варки и хранения приправ к кушаньям.

Очень распространены также изделия местных кузнецов. В XIX в. кузнецы снабжали воинов саблями, кинжалами, ножами, наконечниками копий. Ювелиры изготовляли из золота и серебра браслеты, серьги, ажурные серебряные украшения для головных уборов и т. п. Образцы, привезенные русскими путешественниками, свидетельствуют о высоком уровне ювелирного искусства в Эфиопии.

До второй мировой войны европейские товары, наводнившие рынки, начали вытеснять предметы широкого потребления местного производства, особенно в городах. Но во время войны, когда ввоз был затруднен, вновь возродились ткачество, гончарство, обработка рога и дерева, а также выделка кожи.

Хотя ремесло еще не отделилось полностью от земледелия и до сих сохраняется домашняя промышленность, уже в XIX в. четко определилась многочисленная прослойка ремесленников, для которых производство изделий для продажи было основным источником существования.

Статистика занятий в Эфиопии совершенно отсутствует, и поэтому нет никакой возможности определить численность ремесленников, социальные отношения в среде ремесленников и роль ремесленной промышленности в экономике страны. На основании некоторых наблюдений путешественников можно лишь предполагать, что в Эфиопии существуют и капиталистические мануфактуры, и капиталистическое производство на дому. В годы второй мировой войны министерство промышленности Эфиопии организовало производство тканей и других товаров. Имеющиеся источники не позволяют, однако, установить, была ли это мануфактура, или производство на дому. Известно, что до 4 тыс. женщин в одной только Аддис-Абебе были заняты прядением хлопчатобумажной пряжи и несколько сот мужчин — ткачеством.

Фабрично-заводская промышленность начала зарождаться только накануне итальянской оккупации. К этому времени работали несколько мыловаренных заводов, ткацкая и канатная фабрики. Эти предприятия принадлежали представителям национального капитала. Иностранный капитал проникал в страну очень медленно, захватывая исключительно торговлю и горную промышленность. К началу второй мировой войны иностранные компании имели концессии на добычу слюды, золота, калиевой соли, но размеры добычи были совершенно незначительны.

За годы итальянской оккупации были построены кожевенные, мыловаренные, кирпичные и цементные заводы, обувные, макаронные, текстильные, спичечные и табачные фабрики. После 1945 г. построено несколько новых предприятий.

Отсутствие статистики не позволяет определить размеры промышленного производства, но ясно, что обрабатывающая промышленность Эфиопии все еще ничтожна — существует всего лишь несколько десятков мелких предприятий, иногда полукустарного типа. Машиностроительной промышленности совершенно нет.