Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Правление Заудиту—Тафари в Эфиопии. Народы Сомали под гнетом итальянских империалистов. Агрессия фашистской Италии
Этнография - Народы Африки

Правление Заудиту — Тафари заполнено борьбой между двумя группировками правящего класса. Вокруг Тафари Маконена группировались сторонники реформ, заинтересованные в развитии торговли и создании прочного центрального правительства, молодая немногочисленная торговая буржуазия и нарождавшаяся интеллигенция. Партия Тафари Маконена называла себя по турецкому образцу младоабиссинцами; реакционеры прозвали младоабиссинцев за их пристрастие к европейским обычаям и европейской одежде «чернопиджачниками».

Программа реформ, намеченная младоабиссинцами, не затрагивала феодальных порядков. Она основывалась на принципе сохранения классового государства феодалов-помещиков и постепенного приспособления государственной организации к потребностям буржуазного общества; предусматривала постепенное преодоление феодально-политической раздробленности, централизацию государственной власти. Как ни скромна была эта программа, она являлась значительным шагом вперед, ее осуществление ликвидировало бы наиболее архаические порядки, угнетавшие крестьянство и задерживавшие развитие нового способа производства.

Около императрицы Заудиту сгруппировалась партия староабиссин- цев — крупные феодалы и духовенство, которым программа младоабиссинцев казалась слишком радикальной. Староабиссинская партия была более сильной стороной, в ее руках оказались все важнейшие министерства, и пока существовало такое соотношение сил, намеченные регентом реформы проводились крайне медленно и нерешительно. Единственной крупной реформой, к осуществлению которой удалось приступить, была отмена рабства.

Хотя торговля рабами была запрещена указом Менелика II еще в 1875 г., рабовладение оставалось попрежнему узаконенным институтом.

15 сентября 1923 г. был издан указ:

«Лев, победитель племени Иуды, царица Эфиопии Заудиту, дочь царя Менелика II, избранника божьего, и наследник престола рас Тафари...

Управители провинций, которые допустят, чтобы люди, находящиеся в их ведении, уводились из своей собственной страны и обращались в рабство,—подлежат штрафу в 1000 талеров с человека.

...Тех людей, которые окажутся за пределами своей страны вследствие рабства, нужно снабдить освободительным свидетельством, которое даст им возможность вернуться на родину»1.

31 марта 1924 г. вышел новый указ, детально определявший всю про- цедуру освобождения рабов. Ни один из этих указов не предусматривал единовременного освобождения. Мотивировалось это тем, что «массовое освобождение рабов может вызвать большие беспорядки». В указе перечислялись условия, при которых раб мог получить свободу, сформулированные так, что освобождение рабов могло затянуться на десятилетия.

В 1930 г. императрица Заудиту умерла. Тафари Маконен стал негусом, короновался под именем Хайле Селассие и мог теперь приступить к осуществлению своей программы. Но его реформы не затрагивали основ феодального устройства страны. Он разработал, например, и провел в жизнь конституцию, в которой была последовательно проведена идея единства Эфиопии как абсолютной монархии.

В 1935 г. Эфиопия вновь подверглась итальянской агрессии, эфиопский народ вновь должен был взяться за оружие, чтобы защищать независимость своей страны. Для наступления на Эфиопию итальянские империалисты использовали на этот раз территорию своей колонии Сомали.

Народы Сомали под гнетом итальянских империалистов

В конце XIX в. территория, населенная сомалийцами, которых насчитывалось около 3 млн., была разделена между тремя вновь образованными колониями: Французским, Английским и Итальянским Сомали; часть сомалийцев осталась в пределах Эфиопии.

Население всех трех колоний подвергалось жестокому колониальному гнету и в особенности — население Итальянского Сомали. Итальянские колонизаторы всячески поощряли работорговлю: помогали работорговцам ловить бежавших рабов, сажали рабов в тюрьмы, подвергая их бесчеловечным наказаниям, а когда в различных местах Сомали начали создаваться плантации и развернулось строительство железных дорог, то сами колонизаторы производили массовую скупку рабов с тем, чтобы использовать их бесплатный труд.

Большую часть Итальянского Сомали занимают пустыни и полупустыни со скудной растительностью. Общая площадь земель, пригодных для земледелия, составляет около 20% всей территории; сомалийцы всегда испытывали острый недостаток в пахотных землях. Установление итальянского господства усилило и без того бедственное положение крестьянства, создало земельный голод даже в тех районах, где его раньше не было. Итальянские империалисты захватили в свои руки все лучшие земли. Один только герцог Абруццский, основавший «Итало-сомалийское сельскохозяйственное общество», получил во владение 25 тыс. га хорошей пахотной земли, из которых обрабатывалось не более 4,5 тыс. га (данные 1939 г.). На землях, отобранных у сомалийцев, итальянские компании создали крупные плантации хлопка, сезама, земляных орехов, сахарного тростника и кукурузы, а обезземеленных крестьян превратили в плантационных рабов. Итальянские империалисты широко применяли принудительный труд сомалийцев на различных работах. Итальянские компании, создавая в Сомали предприятия, не вкладывали в них своих капиталов, они даже не завозили сельскохозяйственных машин,—все строилось на ручном труде. Чтобы заполучить дешевую рабочую силу, итальянские колонизаторы отправляли в отдаленные районы страны карательные экспедиции.

Вооруженные банды нападали на мирные деревушки и под конвоем уводили мужчин, женщин и детей. Условия труда этих колониальных рабов были крайне тяжелые. За малейшую провинность и непослушание надсмотрщики били их кнутом из гиппопотамовой кожи, за вторичную провинность подвешивали за руки на несколько часов к деревянной виселице.

Итальянские власти превратили вождей племен в свою опору, в низших колониальных чиновников. Назначение вождей племен проходило под непосредственным наблюдением колониальных властей, вожди собирали налоги, посылали людей на работы в принудительном порядке и т. д. Наиболее влиятельные из них получали жалованье от колониальной администрации. Империалисты всеми способами ограничивали доступ сомалийцев в учебные заведения. Фашистский генерал Наси, будучи губернатором Сомали, издал в 1938 г. указ, адресованный всем «комиссарам, резидентам, вице-резидентам и другим деятелям администрации». Этот указ строжайшим образом запрещал допускать сомалийцев в итальянские школы, так как, «получив образование, — говорилось в этом указе,— сомалийцы откажутся работать на полях, уйдут в города, вступят в профсоюзы, образуют класс недовольных или даже хуже — станут мятежниками»

Этот режим чудовищного колониального порабощения народов итальянские фашисты намеревались распространить и на Эфиопию.

Агрессия фашистской Италии

Нападение Италии не было неожиданным. Об итальянских приготовлениях к войне против Эфиопии знал весь мир. Негус поставил об этом вопрос в Лиге Наций. Но империалистические заправилы Лиги Наций не хотели принять эффективных мер, чтобы предотвратить войну. 30 сентября 1935 г. итальянские войска перешли эфиопскую границу. Даже тогда, когда началась война, Лига Наций ничего не предприняла для того, чтобы призвать фашистского агрессора к порядку, чтобы помочь жертве агрессии, члену своей организации. Лишь Советский Союз осудил агрессора и настойчиво добивался в Лиге Наций эффективных мер для прекращения войны.

«Только Советский Союз,— говорил В. М. Молотов,— занял в итало- абиссинской войне особую принципиальную позицию, чуждую всякому империализму, чуждую всякой политике колониальных захватов. Только Советский Союз заявил о том, что он исходит из принципа равноправия и независимости Абиссинии, являющейся к тому же членом Лиги Наций, и что он не может поддержать никаких действий Лиги Наций или отдельных капиталистических государств, направленных к нарушению этой независимости и равноправия»2.

Героическое сопротивление народов Эфиопии фашистскому агрессору встретило горячий отклик и поддержку трудящихся во всем мире, и в первую очередь народных масс Африки. Коммунистические. партии Южной Африки, Алжира, Туниса, Египта, Сирии, Палестины, Ирана и Италии опубликовали «Декларацию в защиту Абиссинии». «Судьба последней в Африке независимой страны в опасности...,— говорилось в декларации.— Народы Африки, арабских стран! Организуйте добровольческие отряды на помощь братскому народу! Трудящиеся африканских колоний Италии, организуйте отряды для удара в тыл итальянских фашистов! Помогите абиссинскому народу, чтобы он победил. Его победа облегчит борьбу для вашего собственного освобождения!»3.

Исполком Коммунистического Интернационала выступил с обращением «Ко всем рабочим и их организациям! Ко всем противникам войны и друзьям мира! Ко всем народам, которые не хотят повторения мировой бойни 1914—1918 гг.!». Антиимпериалистическая лига, Лига борьбы за права негров и Международный комитет негритянских рабочих мобилизовали широкие массы против фашистского агрессора. Во многих африканских странах были созданы комитеты в помощь Эфиопии, проходили многочисленные демонстрации, собирались денежные средства.

Война за независимость вызвала в Эфиопии большой патриотический подъем; даже оппозиционно настроенные феодалы, за некоторым исключением, отдали свои силы делу войны. Солдаты и партизаны сражались героически, но они имели только ружья против артиллерии, авиации и танков. Итальянские фашисты применили отравляющие газы. Несмотря на колоссальное техническое превосходство, итальянские планы молниеносной расправы разбивались о героическое сопротивление эфиопов. Итальянские войска все же продвигались вперед. В апреле 1936 г. они вступили в Аддис-Абебу. Негус был вынужден покинуть страну. Италия официально объявила об оккупации Эфиопии, но сопротивление эфиопского народа не прекращалось.

Начиная войну, Италия строила широкие планы освоения новой колонии. Империалисты собирались развить в заморских владениях зерновое хозяйство, создать крупные плантации кофе, хлопка, земляных орехов и пр.; они хотели организовать разработку минеральных богатств, предполагали отнять у населения лучшие земли и переселить на них 500 тыс. итальянских семейств. Итальянские фашисты думали превратить Эфиопию в мощную военно-стратегическую базу. Все эти планы были сорваны сопротивлением эфиопского народа.

Итальянские колониальные власти настойчиво проводили в жизнь испытанный принцип рабовладельцев и колонизаторов — «разделяй и властвуй». Воскрешая старую, давно забытую рознь, они натравливали амхара на галла, сомали на данакиль. Среди галла и нилотов юго-западной части Эфиопии они пытались укрепить племенную организацию. Они поддерживали мусульман, пытаясь столкнуть их с христианами. Однако все эти попытки не могли разрушить единства народов Эфиопии в их борьбе против агрессора.