Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Аксумское государство. Эфиопия XIII—XVI вв. Проникновение европейцев в Эфиопию
Этнография - Народы Африки

В первые века нашей эры на территории Эфиопии и Эритреи возникло Аксумское государство. Древнейшая история его тесно связана с южной Аравией, в частности с государством Саба. Одно из южноарабских сабейских племен еще до нашей эры имело свои колонии на западном берегу Красного моря.

Об  этом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор названия различных местностей в районе нынешней Массауа: все они связаны с древнесабейской культурой южной Аравии. Найденные в Аксуме надписи на сабейском и древнеэфиопском языках показывают, что дрернеэфиопская письменность развилась на основе сабейской, которая хорошо известна по находкам в южной Аравии.

История образования Аксумского государства неизвестна. В летописях, составлявшихся монахами абиссинских монастырей, действительная связь истории Аксума с сабейской культурой преломилась весьма своеобразно. Летописи выводят происхождение царей Эфиопии от Менелика, сына царя Соломона и царицы Савской. Легенда о посещении царицей Савской Соломона и о рождении Менелика очень популярна в Эфиопии, и эфиопские художники с любовью изображали эти сюжеты.

Дошедшие до нас надписи аксумских царей повествуют о походах, покорении окрестных стран и народов. Из них мы узнаем, что во владения царей Аксума входили северные области нынешней Эфиопии и почти вся Эритрея. Столицей государства был Аксум, ныне небольшой городок в северной части Эфиопии, крупнейшим торговым центром страны — порт Адулис. Повидимому, Адулис имел большое значение в торговле Египта греко-римского периода с Индией. В I в. н. э. цари Айсума предпринимали походы на юг в пределы нынешней Эфиопии. |«Я завоевал... народ Семене, народ по ту сторону Нила, живущий в недоступных снежных горах, где постоянно туман, мороз и снега, так что люди проваливаются до колен; их покорил я, перейдя реку...»2,— говорится в одной из надписей.

Одним из выдающихся государственных деятелей Аксума был царь Эзана (Айзана), правивший в IV в. н. э. Эзана расширил свои владения вглубь страны, дойдя со своими войсками до Нила. Он подчинил царство Мероэ в междуречье Белого и Голубого Нила, а также царства южной Аравии — Химьяр, Райдан и Сабу. Эзана ввел в своем государстве христианскую религию и заключил союз с Византией. В его царствование была проведена реформа письма: вместо прежнего сабейского алфавита, имевшего буквы только для передачи согласных звуков, были введены новые начертания, обозначавшие также и гласные. Таким образом, была создана система слогового письма, которая сохранилась в Эфиопии до наших дней.

Цари Аксума называли себя «нагаст нагаст», т. е. «царями царей», и собирали богатую дань.с подчиненных народов. Аксум стал экономическим, политическим и культурным центром могучего рабовладельческого государства, распространившего свое влияние далеко на Африку и Аравию.

Из надписей мы узнаем, что население Аксума вело оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством. Большие площади были заняты посевами пшеницы, было развито товарное хозяйство; в обращении находились золотые, серебряные и медные монеты собственной чеканки. Широко применялся труд рабов. Чтобы соорудить дворцы и грандиозные памятники, развалины которых сохранились в Аксуме, требовалось много рабочих рук. Цари Аксума захватывали рабов среди окрестных племен. Название раба на эфиопском языке — бареа, повидимому, указывает на то, что некогда рабов захватывали среди бареа —племен, остатки которых до сих пор живут в Эритрее, неподалеку от Аксума. Окружавшие Аксум и подчиненные ему племена стояли на более низкой ступени развития, еше не вышли из стадии первобытно-общинного строя, и это делало их легкой добычей аксумских властителей и рабовладельцев.

Процветание Аксумского государства было прервано арабским завоеванием. Арабы изолировали его от остального культурного мира и подорвали основу могущества Аксума — торговлю в бассейне Красного моря. Место морских путей заняла караванная торговля с Востоком, перешедшая в руки арабов, порт Адулис утратил свое значение. Аксум был полностью отрезан от Египта, стран Ближнего Востока, и дальнейшая его история неизвестна. С XIII в. на карте Африки появляется название нового государства — Эфиопия.

Нынешнее официальное название страны, Айтьопия (Эфиопия), происходит от греческого слова ’Ai&toib. Древнегреческие географы называли все страны к югу от Египта Эфиопией и различали две Эфиопии: восточную (т. е. Индию) и западную (т. е. страну к югу от Египта). Название Западная Эфиопия долго сохранялось на картах Африки. Вплоть до XIII в. европейские географы этим именем обозначали всю Африку к югу от Судана, включая туда и Эфиопию. Другое название — Абиссиния, по всей вероятности, происходит от слова хабагиат — названия одного из племен, жившего в области Аксума. Однако в Эфиопии установилось мнение, что слово «Абиссиния» имеет презрительный оттенок1, поэтому официальным названием страны было принято слово греческого происхождения — Эфиопия.

Эфиопия XIII—XVI вв.

В настоящее время трудно точно определить границы Эфиопского государства XIII—XVI вв. Судя по эфиопским хроникам XVI в., области Амхара, Годжам, Шоа, Джимма, повидимому, уже в те времена входили в состав Эфиопского государства, области же Тигре и Харар то подчинялись Эфиопии, то откалывались от нее. Хотя коронование негусов происходило в древнем Аксуме. столицей нового государства стал Гондар.

Этнический состав Эфиопии XIII—XVI вв. мало известен. Хроники упоминают такие народности и племена, как амхара, галла, сомали, данакиль, бареа и некоторые другие. Постепенно преобладающей в государстве народностью стали амхара, населявшие северные области Эфиопского нагорья и говорившие на языке геэз, близком во многих отношениях к языку Аксума. Наряду с амхара в состав Эфиопии XIII—XVI вв. входили их северные соседи тигре — прямые потомки древних аксумцев, и некоторые племена, жившие в районе озера Тана.

За пределами Эфиопии, в юго-восточных областях современной Эфиопии, кочевали независимые галлаские племена, правящая верхушка которых была частично исламизирована арабами, появившимися на африканском побережье в X—XI вв. Западные области современной Эфиопии, не входившие в те времена в состав Эфиопского государства, были населены многочисленными нилотскими племенами. Все побережье Красного моря населяли кочевые племена данакиль и сомали.

Эфиопия XIII—XVI вв. была феодальным государством: земля принадлежала помещикам и монастырям, крестьяне обязаны были выполнять разного рода барщинные и натуральные повинности, участвовать в походах своих феодальных владык. Памятники того времени показывают, чт©< страна была покрыта густой сетью монастырей, владевших большим количеством земли и игравших крупную роль в политической жизни. Рабовладение, составлявшее основу Аксумского царства, сохранялось и имело существенное значение в экономической и политической жизни Эфиопии.

История Эфиопии того времени заполнена бесконечными войнами. При набегах соседних феодалов крестьяне подвергались разграблению, их уводили в рабство. Опустошительные войны-, гнет светских и церковных феодалов вызывали частые крестьянские восстания, нашедшие свое отражение в письменных хрониках. Страну разоряли не только многочисленные междоусобицы. Египет и все побережье Красного моря находились в руках арабов, которые вели непрерывные войны с Эфиопией, грабили, жгли, уводили людей в рабство. В XVI в. Эфиопия встретилась с новьш и более сильным врагом — Османской империей.

Покорив Египет в 1517 г., турки появились на побережье Красного» моря, захватили Суакин, Зейлу, поставили под свой контроль Адал (современный Огаден) и начали наступать на Эфиопию. Турецкие войскаг вооруженные огнестрельным оружием, имели превосходство над эфиопами,, сражавшимися копьями и мечами. В 1527 г. Ахмед бин-Ибрахим, по прозвищу Грань, глава военного союза галласких племен, учитывая ослабление Эфиопии в результате турецкого нападения, предпринял поход на Эфиопию с юго-востока. Несмотря на героические усилия эфиопов и негуса Эфиопии Давида II Лебна Денгель, сдержать галлаские войска не удалось. Грань занял всю восточную и центральную часть страны, в 1535 г. сжег Аксум, в 1536 г. опустошил Годжам, в 1540 г. овладел царской казной и истребил почти весь царский род. Давид II скрылся в горах, где и умер в 1541 г. Вся центральная Эфиопия оказалась в руках галла. Захватив центральную Эфиопию, галла разрезали ее на две части: амхара были оттеснены к северу от Голубого Нила в области Годжам и Амхара, а каффичо, кулло и камбатта — к югу, в область Каффских гор.

Проникновение европейцев в Эфиопию

Правители Эфиопии, начиная с Федора I (1411 — 1414), пытались установить связи с христианским миром Европы и заручиться его поддержкой для борьбы с арабами. Константин I (Зара Якоб) обращался за помощью к римскому папе, предлагая объединить эфиопскую» церковь с римской. В Европу проникли слухи о христианской стране на востоке Африки, управляемой «пресвитером Иоанном», богатой пряностями, золотом и пр.Португальцы первыми попытались найти эту легендарную страну. В 1490 г. в столице Эфиопии появился португалец Педро да Ко- вильям, дружески принятый негусом Искандером; он стал советником негуса, женился на эфиопке и остался здесь жить. В 1520 г. прибыло португальское посольство. Когда началась война с турками, Эфиопия обратилась к Португалии за военной помощью. В 1541 г. в Красное море вошел португальский флот под командованием Христофора да Гама, внука знаменитого путешественника Васко да Гама. В ожесточенных сражениях были убиты да Гама и Грань; турки были изгнаны, и господство галла в центральной части Эфиопии свергнуто.

Единство Эфиопии было восстановлено. Войны с галла, а также с их •соседями сомали продолжались еще более двух десятилетий, но перевес сил был теперь уже на стороне Эфиопии; ей удалось надолго избавиться от нападений извне. Недолго продолжалось и португальское влияние. Португальцы повели себя в Эфиопии, как в завоеванной стране, вмешивались в государственные дела, наводнили ее иезуитами, усиленно насаждавшими католичество. Им удалось обратить в католичество негуса Сисинния {1607—1632), после чего христиан монофизитов1 начали обращать в католическую веру. Бесцеремонное хозяйничание португальцев и измена правящей верхушки, перешедшей на сторону иноземцев, вызвали широкое народное движение протеста, местами переросшее в открытое восстание. Португальских колонизаторов изгнали из страны. Эфиопия долгое время была отрезана от внешнего мира. Красноморское побережье оставалось в руках турок. Европейцы не решались пробираться в Эфиопию: существовал закон, по которому всякий чужестранец, проникший в Эфиопию, подвергался смертной казни. Лишь в 1699 г. негус Ясу I пригласил к себе из Каира французского врача Понсе, который, вылечив негуса, вернулся во Францию с богатым подарком Людовику XIV. Франция пыталась закрепить свои связи с Эфиопией, но безуспешно. С тех пор вплоть до конца XVIII в. в Эфиопии не удалось побывать ни одному европейцу. Первым путешественником, проникшим в нее, был шотландский врач Джемс Брюс. Он опубликовал первый в Европе труд по истории и географии Эфиопии2. Сочинение Брюса вновь открыло Европе забытую страну и .привлекло к ней внимание европейских держав.

Даступил XIX век. Приближались трагические для Африки времена империалистического раздела и колониального порабощения. Им предшествовали систематические исследования Африки, подготовлявшие колониальные захваты. Особое внимание уделялось Нилу, важнейшие притоки которого берут начало в горах Эфиопии. Один за другим в Эфиопию на- яравлялись ученые, географы, путешественники: Салт (1804—1810) из Англии, Рюппель (1833) и Крапф (1834—1842) из Германии, д’Эри- дур, Гоба и др. из Франции. Английские моряки в 1828—1838 гг. исследовали Красное море; Англия захватила в 1839 г. Аден и этим на долгие хгоды поставила под свой контроль южные ворота Красного моря.

Эфиопия в то время представляла безотрадную картину феодального хаоса. После освобождения от турецких захватчиков, когда угроза внешнего нападения миновала, феодальные распри приобрели еще большую силу. Влияние верховного негуса постепенно ослабевало, и к началу XIX в. ^Эфиопия распалась на независимые княжества Шоа, Тигре, Амхара и др., .владетели которых были самостоятельными князьками. Этим обстоятельством решила воспользоваться прежде всего Англия с целью захвата Эфиопии.