Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Здравоохранение и народное образование Западного Судана
Этнография - Народы Африки

Империалисты лишили народы Западного Судана национальной независимости, разрушили созданные ими государства и самобытную культуру; прикрываясь демагогическими лозунгами приобщения этих народов и стран к передовой европейской культуре, к европейской «цивилизации», они превратили суданские колонии в источник обогащения монополий. Мы видели, что означает на деле эта «цивилизация». Страны Западного Судана, как были, так и остались отсталыми, а положение трудящегося крестьянства за годы империалистического господства не только не улучшилось, но даже резко ухудшилось. Производительные силы сельского хозяйства и производительность крестьянского труда остались прежними, но крестьянин, когда-то все свое время отдававший производству предметов личного потребления, теперь занят производством экспортных культур, доходы от которых идут на уплату налогов, штрафов и долгов. Раньше на его прибавочный труд претендовали свои феодалы, вожди и старейшины племени, теперь же его, кроме того, обирают купцы, ростовщики, иностранные компании и колониальные власти. Раньше он голодал изредка, когда какое-нибудь стихийное бедствие разоряло его; теперь он голодает и в том случае, когда у него закрома полны экспортной продукции, на которую нет спроса или за которую ему платят гроши.

Чиновник департамента здравоохранения Золотого Берега доктор Парсель, в течение шести месяцев изучавший как питаются крестьяне северных районов, установил, что потребляемое ими количество пищи дает на одного человека в день в среднем 500—600 калорий*. Это голодная норма. Об исключительной бедности крестьян вынуждены говорить даже представители колониальных властей. Систематическое недоедание и изнурительный труд подрывают здоровье населения, делают его восприимчивым к разного рода

заболеваниям. Крестьянское население несет огромные потери от эпидемических болезней и отсутствия медицинской помощи. Бич Судана, как и всей тропической Африки,— сонная болезнь. Сонная болезнь, раньше поражавшая отдельные изолированные районы, теперь, вследствие массовых перемещений населения в связи с трудовыми и военными мобилизациями, распространена почти по всей территории Судана. Меры, предпринимаемые колониальной администрацией по предупреждению заболеваний, совершенно недостаточны. В голодные годы население вымирает целыми деревнями. Европа уже забывает об эпидемиях оспы, а в Судане оспа остается народным бедствием. Широко распространены не известный здесь ранее туберкулез и венерические болезни.

Сеть лечебных учреждений, созданная колониальной администрацией, ничтожна. В Советском Союзе, где население обеспечено медицинской помощью лучше, чем где-либо в мире, один врач приходится на 490 чел. в Азербайджанской ССР, 373 человека в Грузинской ССР и т. д., в Англии один врач приходится на 1200 человек населения, а в Нигерии — один врач на 133 тыс. чел. Естественно, что смертность среди населения очень высока: от 50 до 100 на тысячу человек в год. Особенно высока детская смертность.

Народного образования в колониях Западного Судана, по существу, почти нет. На Золотом Береге в 1949—1950 гг. только 8% детей школьного возраста посещали школу; по переписи 1948 г., грамотные составляют только 4% населения, а в северных районах — 0,21%, т. е. двое грамотных на тысячу человек населения. В Северной Нигерии в 1949—1950 гг. школы посещали только 3,5% детей школьного возраста. Во французских колониях лишь один ребенок из двадцати пользуется школьным обучением1; в Сенегале школами охвачено 12,4% детей школьного возраста, в Гвинее— 1,32%, в городе Порто-Ново — 39%, в районе Агадеса — 0,5%, т. е. из каждой тысячи детей в школу ходят только пять.

В английских колониях обучение ведется преимущественно на родном языке учащихся. Но на суданских языках почти нет никакой литературы. Большинство газет и журналов, выходящих в английских колониях, издается на английском языке; на местных языках издается четыре- пять незначительных газет, выходящих раз в неделю или и того реже. Для большинства местных народов единственная доступная книга — Библия, которая переведена миссионерами на многие языки и по которой обучают в школе родному языку. Во французских колониях обучение ведется на французском языке. Вся система образования, начиная с так называемой подготовительной школы, ставит своей главной целью научить местное население французскому языку. Существуют курсы для взрослых, где главным предметом обучения является разговорный французский язык.

Подавляющее большинство детей, посещающих школу, получает только начальное образование. Большая часть школ принадлежит не колониальной администрации, а религиозным миссиям, которые смотрят на свои школы исключительно как на средство распространения христианства; поэтому в миссионерских школах учебное время тратится главным образом на изучение Библии и т. п. В Северной Нигерии, где население исповедует по преимуществу ислам, школы находятся в руках эмиров и религиозных мусульманских общин. В этих школах изучение Корана заменяет все науки.

Школ, дающих среднее образование, мало. Большинство их имеет профессионально-технический характер: они готовят квалифицированных рабочих, клерков, медицинских сестер, надсмотрщиков на плантациях, зоотехников. В Сьерра-Леоне, например, в 1948 г. на всю колонию было две средних школы: одна для мальчиков и одна для девочек. Существуют также особые педагогические школы и курсы для подготовки учителей. До второй мировой войны единственным учебным заведением на весь Судан, которое по своей программе приближалось к высшему учебному заведению, был основанный в 1925 г. колледж имени принца Уэльского в Ачимота (Золотой Берег). После войны во французских колониях, в связи с развитием промышленности и плантационного хозяйства, создано несколько технических и торговых колледжей и университет в Дакаре. Были открыты первые два университета в Нигерии и на Золотом Береге. Стремление получить образование среди суданской молодежи исключительно велико: в 1945 г. на сто мест колледжа в Ачимота было подано свыше 4 тыс. заявлений.

Народ тянется к знаниям. Эта тяга особенно усилилась под влиянием всемирно-исторических событий за пределами Африки и развертывания национально-освободительного движения в Западном Судане. Местные африканские национальные организации уделяют серьезное внимание проблеме народного образования. Они ведут большую работу по распространению грамотности, организуя школы на средства населения (особенно на Золотом Береге). Но пока что население Западного Судана, по воле империалистов, остается почти поголовно неграмотным.

Национальная интеллигенция составляет ничтожную группу в общей массе населения, хотя в Судане она значительно многочисленнее, чем в других колониях тропической и южной Африки. Небольшое число молодых людей из богатых семей получает высшее образование в Англии, Франции и США. Среди суданской интеллигенции есть уже ученые, адвокаты, художники, писатели, журналисты и политические деятели; некоторые из них имеют ученые степени. Силами национальной интеллигенции создана довольно многочисленная пресса: «Аккра ивнинг ныос» — орган Народной партии Золотого Берега; «Вест-африкен пайлот» — орган Национального совета Нигерии и Камеруна; газета «Лейбор чемпион» («Защитник рабочего») основана союзом африканских рабочих Объединенной Африканской компании, и др. Сенегальский журналист Дуду Гей, генеральный секретарь Демократического союза Сенегала, был избран вице председателем руководящего комитета Международной организации журналистов.

Из научных и политических произведений можно назвать «Историю йоруба» Самюэля Джонсона (1921г.), «Без горечи» Нвафора Оризу (1944 г.)1, «Почему мы боремся за свободу в Нигерии» Аманке Окафора с предисло вием П. Робсона (1949 г.) и ряд других. Наши сведения о современной художественной прозе и поэзии суданских народов позволяют судить о том, что в огне борьбы за национальную независимость растут ряды беллетристов, поэтов, драматургов, произведения которых служат боевым оружием в руках народа. Назовем молодого драматурга Фодеба Кента, автора пьес «Полночь» и «Африканская заря», поэтов Буа, Коффи Бернар, Эмэ Сезэр.

Приводим отрывок из стихотворения поэта Эмэ Сезэра2.

История! Слушай рассказ Об Африке, сбросившей цепи сна,

О людях Димбокро, о людях Ямуссукро3,

Которые, как черный огонь,

Прошли сквозь зеленые сумерки леса,

Чтоб стать живой стеной Вокруг лучших своих сыновей.

В сердце этих людей — великое пламя И великая мудрость.

Они знают, что придет день,

Когда ветер бури,

Поднявшийся из груди миллионов людей,

Прогонит из нашей страны Хищников, пьющих кровь Африки.