Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Туареги из Западного Судана
Этнография - Народы Африки

К северу от стран, населенных хауса, живут туареги. Они делятся на шесть племен. Два из них живут в Сахаре: на плато Ахаггар живут кель-ахаггар, или ихаггарен; к северу от них живут кель-аджер. Эти племена в большой мере сохранили пережитки древних порядков материнского рода, существовавшего у берберов в Северной Африке еще во времена карфагенского и римского владычества.

Остальная часть туарегов — племена кель-аир, кель-грес, ифорас и юлеммиден — живет по среднему течению Нигера от Тимбукту до Ниамей, далее, к востоку, севернее английской Нигерии вплоть до Агадеса и Зиндера и, наконец, к востоку от этих городов. Туареги племени юлеммиден со своими стадами кочуют в странах по среднему течению Нигера.

Племена туарегов до сих пор сохранили кочевой образ жизни. Туареги юлеммиден, кроме скотоводства, занимаются земледелием, которое имеет подсобный характер. В период дождей, т. е. в июле — августе, они возвращаются к своим постоянным жилищам и принимаются за обработку полей. Сеют обычно просо и пшеницу, бобы, помидоры, лук, а также турнепс, морковь, арбузы и дыни. Продукты скотоводства составляют основу .питания туарегов: молоко верблюжье, овечье или козье во всех видах,

сыр, изредка мясо. В тыквенных сосудах или небольших бурдюках сбивают масло. Из толченой пшеницы и проса, иногда приправленных мясом, варят кашу. Во время продолжительных переходов употребляют своеобразный концентрат: мясной порошок, смешанный с просяной или пшеничной мукой. Его разводят в воде и пьют, не подвергая кипячению. В оазисах дополнительным питанием служат финики. Во время кочевок туареги живут в шатрах, покрытых кожами или грубой тканью.

Одежда туарегов состоит из просторной и длинной рубахи с широкими короткими рукавами, сшитой из нескольких полос хлопчатобумажной ткани. Мужчины всегда закрывают лицо. По достижении двадцати пяти лет они получают право носить черную повязку, которой обматывают голову, закрывая рот', нижнюю часть носа и лоб; они не должны снимать ее даже ночью. Женщины, наоборот, лица не закрывают.

Общественный строй туарегов довольно сложен, и многие черты его до сих пор не изучены. В недалеком прошлом каждое племя делилось на роды «благородных» (имаджеган) и «зависимых» (имгад). Отношение «благородных» родов к «зависимым» носило экономический характер: имаджеган давали имгад на выпас стада верблюдов за половину приплода. Население некоторых оазисов, находившееся в зависимости от туарегов, представляло собою как бы крепостных; оно распадалось на две группы: «домашних» (икелан), которые обрабатывали поля исполу, и «удаленных» (иравелан) — пастухов. Как те, так и другие располагали своей движимой и недвижимой собственностью, на которую туареги не посягали. Икелан и иравелан принадлежали не отдельным лицам, а зависели от целых туарегских родов. С развитием классовых отношений и ростом имущественного неравенства положение туарегов в обществе определяется не столько древними традициями, сколько размерами имущества, независимо от принадлежности к той или иной группе.

Схема племенной организации туарегов во многом сходна с организацией племен у арабов. Племена управляются советом старейшин под главенством султана. Титул султана появился у туарегов с XVI в., со времени захвата Северной Африки турками. Султанами, повидимому, стали называть военных вождей уже сформировавшихся к тому времени крупных союзов племен. Власть султанов ранее была наследственной. Султану наследовал сын его старшей сестры. Сейчас султана выбирают из своей среды вожди «благородных» родов, и он на определенный срок утверждается в этом звании французскими колониальными властями. Султан— главное лицо в системе косвенного управления — несет ответственность перед колониальной администрацией за сбор налогов.

Туареги исповедуют ислам. Мусульманское духовенство (марабуты) пользуется ’большим влиянием. По всей стране разбросаны многочисленные «святыни»: могилы прославленных шейхов, развалины старинных мечетей и т. д. Вместе с тем есть основание предполагать, что туарегам в доисламский период не были чужды идеи христианства, пришедшие из Александрии. В орнаменте и украшениях часто повторяется фигура креста, совпадающая по форме с крестом коптской церкви. Среди северных племен туарегов отмечены пережитки тотемизма.

Народы атлантического побережья и средней полосы Западного Судана

Население этой части Западного Судана занимается земледелием. Способы обработки земли еще более примитивны, чем в других районах. Здесь господствует отсталая подсечно-огневая система земледелия. Важнейшие культуры — кукуруза, разные виды проса, рис, маниока, бататы, бобовые культуры, земляной орех, сахарный тростник, красный перец, дыни, тыквы, табак и т. п. Питаются главным образом рисом. Скотоводство здесь почти отсутствует. Крупного рогатого скота нет совершенно. Большое значение имеют рыболовство и охота. У большинства племен ремесла, кроме кузнечного, не отделились еще от земледелия. Все необходимое в хозяйстве, всю домашнюю утварь, вплоть до каменных зернотерок, изготовляет сам крестьянин.

Селения располагаются на вершинах холмов. Обычно деревня, как, например, у кпелле, насчитывает всего несколько десятков хижин, однако в некоторых районах Либерии, например, среди тома, селения состоят из 250—300 хижин, а население их превышает тысячу человек. Для безопасности в прежние времена эти поселки обносились стенами. В Сьерра-Леоне и в Либерии, а отчасти и на Береге Слоновой Кости, жилище строится на специально сооруженной глиняной платформе, чтобы предотвратить затопление его во время периода дождей. У всех народов этой части Африки хижины имеют круглую в плане форму, диаметром 6—7 м, конусообразную крышу. Посреди хижины устраивается очаг. Окон нет, нет и дымового отверстия; верхнюю часть конуса крыши ддя защиты от тропических ливней тщательно закрывают. Крышу стараются делать возможно более крутой, чтобы потоки дождя скатывались быстрее. Такие дома рассчитаны на небольшую семью.

Все работы по постройке дома производятся в сухое время года, потому что во время дождливого сезона воздух настолько влажен, что, несмотря на жаркий климат, глиняные стены хижины долго не просыхают. В постройке дома участвует все селение; также всем селением строят дома общественного пользования: общедеревенский дом собраний и кузницу. В отличие от обычных хижин эти последние имеют четырехугольную форму. Общедеревенский дом собраний отличается большими размерами. Это, в сущности, крытый навес; глинобитная стена, в один метр высотой, служит сиденьем во время собраний; над ней возвышаются столбы, покрытые резьбой, на которых покоится крыша. Отделке общественного дома уделяют много внимания: потолок, полы и стены отличаются тщательностью работы. Такие дома служат центром всей общественной жизни селения. Здесь мужчины занимаются плетением корзин, цыновок, резьбой по дереву и т. п., здесь же производится суд.

Общественный строй народов лесной полосы Либерии, например кпелле, манья, тома, менде и др., до сих пор сохраняет много архаических черт.

В этой части Западного Судана, особенно в глухих районах тропического леса, сохранились еще тайные союзы, хотя претерпевшие уже решительные изменения. В условиях развивающегося товарного хозяйства вожди и руководители тайных союзов превращаются в кулаков, эксплуатируют подчиненное им местное население. В Сьерра-Леоне, например, руководители Поро заставляют членов тайного союза изготовлять ткани, плести корзины, выращивать хлопок и т. п. Вся продукция поступает в распоряжение руководителей, которые сбывают ее на побережье. Так прежний колдун, скрывающийся под маской верховного духа — прародителя племени, превращается в эксплуататора.

Племена Либерии, этой негритянской республики, созданной более ста лет назад американским капиталом, сейчас самые отсталые среди всех народов Африки. Потрясающая бедность, эпидемические заболевания, абсолютная неграмотность, господство суеверий, дикий произвол властей— таковы характерные черты жизни этих племен, опекаемых американским империализмом. Последние два десятилетия здесь господствовала компания Файерстона. После второй мировой войны новые десятки тысяч крестьян были согнаны на рудники в Боми-Хилс и на строительство железной дороги Боми-Хилс — Монровия.