Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Западного Судана: Мандинго и западные фульбе,
Этнография - Народы Африки

Главное занятие мандинго, как и всего населения Сенегала,— земледелие. Широкая, отчасти заболоченная долина р. Сенегала, перерезанная множеством каналов и протоков, чрезвычайно удобна для земледелия. Основные продовольственные культуры — рис, просо, кукуруза, фонио. Обработка полей производится вручную при помощи различных мотыг. Для вскапывания земли используются тяжелые мотыги, насаженные на длинную рукоятку, для окучивания — легкие мотыги, напоминающие внешним своим видом огородные тяпки.

У всех народов Западного Судана существует проверенный многолетней практикой определенный порядок смены культур, зависящий от местных условий. Так, мандинго на участке, который два или три года засевался рисом, сажают маниоку, кукурузу или сорго. Маниоку ценят в особенности за то, что сроки ее созревания не совпадают со сроками созревания злаковых культур. Поэтому в наиболее голодное время, перед новым урожаем, она служит важным подспорьем в хозяйстве.

В таблице приведен список главнейших сельскохозяйственных куль- тур, разводимых во французских колониях Западного Судана (в порядке их значения).

Крестьянское хозяйство у мандинго, как правило, мелкое, техника и приемы земледелия отсталые, примитивные. Большинство крестьян, даже недоедая систематически, не может сводить концы с концами и вынуждено уходить на заработки в города или на крупные плантации. Мандинго составляют значительную часть рабочего класса французских колоний Западного Судана.

Ремесла, в прошлом очень развитые, постепенно утрачивают свое* значение. Прекратилась добыча железа и выплавка его из руды, и? кузнецы занимаются переплавкой и перековкой железного лома. Глиняные изделия почти всюду вытеснены европейской металлической посудой. Однако местное население, обнищавшее под колониальным гнетом,, не имеет средств для ее покупки, и поэтому еще сохраняются некоторые виды ремесленного производства.

Все предметы домашнего обихода (всевозможные изделия из дерева и кожи, ткани) обычно делаются самими крестьянами. Лишь изготовление железных орудий, мотыг, ножей, бритв и т. п. находится в руках специалистов-кузнецов. Широко распространено ткачество. Ткацкий станок, как и повсюду в Судане, узкий, на нем ткут полосы, шириной в 15 — 25 см.

 

 

Главнейшие се

'.лъскохозяйственнъи

Сенегал

Французская Гвинея

Область саванн

Плоскогорье

Фута-Дшалон

Область лесов

Земляные орехи (монокультура)

Рис

Фонио

Маниока

Бататы

Бананы

^ис

Фонио

Кукуруза

Бататы

Земляные орехи Таро

Ямс

Бананы

Маниока

Кукуруза

Мандинго живут в круглых глинобитных хижинах с соломенной крышей. Ни окон, ни дымового отверстия в жилище нет. Вся жизнь проходит на открытом воздухе. Женщины готовят пищу на очаге, который помещается во дворе, часто под навесом. Несколько хижин, составляющих одно хозяйство — лу, стоят вместе и окружены изгородью. Вся группа построек называется сукала. В ней живут родственники по отцовской линии. Во главе лу стоит лутиги («глава большого хозяйства»)— отец, при котором живут его взрослые женатые сыновья с женами и детьми. Иногда такая семья объединяет нескольких братьев, живущих совместно со своими семьями, взрослыми детьми и внуками. Каждая отдельная семья, входящая в состав лу, в зависимости от характера постройки, занимает либо отдельную хижину, либо отдельное помещение. Общее число членов такого хозяйства колеблется от 15 до 40. Встречаются домохозяйства, насчитывающие свыше ста человек, но наряду с ними есть и мелкие, где число членов семьи не превышает и десяти. Иногда

культуры Западного Судана

Берег Слоновой Кости

Французский Судан

Того и Дагомея

и Верхняя Вольта

Северная часть

| Юшная часть

Область лесных саванн

Область саванн

Область саванн

Область лесов

Таро, бананы

Кукуруза

Ямс'

Рис

Бататы

Просо

Кукуруза

Фонио

Бататы

Ямс

Просо

Кукуруза

Рис или фонио

Земляные орехи

Бататы

Ямс

Маниока

Ямс

Кукуруза

Таро

Рис

Земляные орехи

 

в сельских местностях все члены семьи совместно обрабатывают свои поля. Однако чаще каждая семья, входящая в состав лу, имеет свои особые поля и обрабатывает их отдельно.

В руках лутиги, даже при разделенном хозяйстве, остается наблюдение за домом и руководство делами семьи. Он распоряжается землями, принадлежащими лу, руководит собраниями, празднествами, наблюдает за совершением установленных обрядов. По древним порядкам мандинго, в случае смерти главы семьи ему наследует младший брат, к которому переходит и обязательство уплатить долги умершего.

Соответственно установлениям шариата наследование идет по мужской линии, от отца к детям; все имущество делят между собой дети покойного, причем сын получает вдвое больше дочери. Все права и обязанности лутиги наследует брат умершего. В начале XX в. неразделенные семьи начали понемногу исчезать. Все более развивающиеся товарно-денежные отношения и* массовое отходничество привели к распаду больших патриархальных семей на отдельные домохозяйства.

Охота и рыбная ловля занимают заметное место в крестьянском хозяйстве только в некоторых районах тропического леса, по берегам рек и на морском побережье. Дичь и рыба скрашивают однообразный стол крестьянина-мандинго, основное питание которого, как и у многих народов Судана, составляет рис. Его едят в вареном виде, обычно с различными подливками ^з грибов, плодов гомбо, с мясной или рыбной приправой. Из проса готовят кашу, фонио варят, прибавляя к нему маниоковую муку, и едят с подливкой из гомбо. Фульбе употребляют молоко во всех видах, жидкие - кукурузные или просяные похлебки, сдобренные маслом, изредка вареное или жареное мясо.

фульбеВ пищевом рационе населения Берега Слоновой Кости главное место занимают бананы. Их едят сырыми, вареными в воде или тушеными в пальмовом масле. Из высушенных бананов, приготовляют муку. Животноводство в занятиях мандинго большого значения не имеет. Беднота, т. е. подавляющая масса крестьян, держит коз и овец, и лишь наиболее богатые имеют незначительное количество крупного рогатого скота породы зебу, распространенной во всей северной полосе Западного Судана. Отгонным скотоводством занимаются преимущественно фульбе на плоскогорье Фута-Джалон, которые, наряду с зебу, разводят маленьких безгорбых быков породы ндама. Когда кончается сезон дождей и с небольших полей снят урожай кукурузы и проса, фульбе в поисках пастбищ уходят со своими стадами на юг, где в легких временных хижинах проводят все сухое время года. Со стадами откочевывают лишь мужчины, женщины и девушки. Старики и дети остаются на месте.

С началом дождей фульбе вновь возвращаются на север с таким расчетом, чтобы в мае, к началу полевых работ, быть в своих поселениях. Мужчины принимаются за обработку полей, а юноши с утра угоняют скот в саванны и возвращаются поздно вечером. С окончанием периода дождей, в ноябре, взрослые фульбе вновь снимаются с места и уходят на юг.

Фульбе Фута-Джалон живут в деревянных, круглых в плане, домах, которые возводятся на высоком глинобитном фундаменте для защиты от потоков воды, заливающих почву после сильных дождей. Куполообразная крыша покрыта соломой.

Семья фульбе-скотовода занимает несколько хижин, поставленных по кругу, в центре которого располагается скот. Такое жилище, называемое вуро, похоже на южноафриканский крааль. Галле — жилище фульбе-земледельца — строится по такому же плану, но в центре вместо загона для скота устроен двор, куда выходят двери всех хижин. Позади хижин фульбе разводят огороды. Как вуро, так и галле снаружи обнесены изгородью.

Население Фута-Джалон, расположенного высоко над уровнем моря, одевается значительно теплее, чем другие народы Судана. Мужская одежда состоит из делокке (рубахи с рукавами и нагрудным карманом) и широких шаровар, подвязанных поясом. Делокке, отличающаяся шириной рукавов, представляет собой прямоугольный кусок материи, сшитый по бокам. Это типичная одежда суданцев и для всей полосы саванн, где ее называют бубу. Поверх делокке накидывают плащ темносинего, почти черного цвета. Во время работы и в пути надевают долоккун — короткую рубаху. Носить узкие штаны европейского покроя и в особенности короткие штаны в Западном Судане считается неприличным. Одежду европейского покроя носят лишь слуги в богатых домах, служащие контор и т. п.

Женская одежда состоит из удере — нижней рубахи, при помощи тесьмы закрепленной на груди, и верхней рубахи — валаре, закрепленной лямками на плечах; голову женщины покрывают широким платком.

Хауса и фульбе Северной Нигерии

Страны хауса находятся в полосе степей. Лишь в южной части этих стран встречаются леса. Главное занятие хауса и живущих среди них оседлых фульбе— земледелие. Из зерновых культур в этой части Судана распространены различные виды сорго и просо, называемые местными жителями маива и геро. Пшеницу сеют относительно редко. Лишь в округе Кано некоторые заболоченные местности заняты под посевы пшеницы. Кукуруза — растение южных районов страны, и ее возделывают лишь в области лесов. Культура риса, напротив, имеет широкое распространение; его сеют повсюду, где имеется достаточное количество воды для орошения полей. Рисовые поля особенно характерны для области Кебби в западной части Северной Нигерии. После второй мировой войны английские компании стали создавать здесь рисовые плантации. Большое значение имеет культура земляных орехов, распространенная по всей стране, особенно в области Кано. Земляные орехи употребляют в пищу вареными и жареными. Масло, которое делают из них, идет на различные приправы, на нем жарят лепешки, пирожки и т. п., его используют и для освещения. В последние годы английские компании приступили к организации крупных плантаций земляных орехо^, превращая крестьян хауса в плантационных рабочих.

Хауса возделывают также корнеплоды — ямс и маниоку. Кроме .этих культур, хауса выращивают бататы, бобы, различные сорта дынь, орехи кола и многое другое.

Исключительную роль играет культура хлопка и индиго. Культура индиго сосредоточена главным образом в области Кано, которая считается центром торговли индиго.

Животноводство по сравнению с земледелием менее развито. Крупного рогатого скота у хауса мало, их стада состоят преимущественно из овец, коз и ослов. Крупный рогатый скот имеется лишь у фульбе, кочующих со своими стадами в степях Северной Нигерии, Британского и Французского Камеруна. Лошадей и верблюдов держат лишь эмиры, вожди и наиболее богатые торговцы. Верблюдов используют только для караванной торговли с туарегами и арабами. До сих пор кочевые фульбе сохранили в своем быту многие старинные обычаи, исчезнувшие среди оседлых фульбе. ‘Среди фульбе-кочевников существует резкое классовое неравенство: наряду с богачами, владеющими стадами до 10 тыс. голов, большая часть кочевых фульбе совсем не имеет скота и работает в качестве пастухов у «своих сородичей.

Рыболовство и охота имеют относительно небольшое значение. Лишь в западной части стран хауса население, живущее по берегам Нигера и его притоков, занимается рыболовством. В хозяйственной деятельности всех хауса охота некогда играла крупную роль, теперь ею занимаются лишь в некоторых отсталых районах. Охотятся главным образом на буйволов, антилоп, газелей.

Национальные кушанья хауса — фура, жидкая просяная каша, которую едят с молоком, и туво, каша из сорго; в Сокото туво варят из риса, ла юге — из ямса; едят ее с острыми приправами и подливками из листьев растения окро с солью, чесноком и помидорами. Из пшеничной, просяной или кукурузной муки пекут хлеб, лепешки и т. п.

У хауса и их соседей канури издавна было очень развито ремесленное производство. Еще до империалистической колонизации в ремесленном производстве хауса сложились начальные формы капитализма. Существовала многочисленная прослойка торговцев-скупщиков, появлялась капиталистическая работа на дому и простая капиталистическая кооперация*, а может быть, и мануфактура. На этих начальных стадиях капиталистического развития ремесленное производство хауса находится и сейчас. Местный рынок завален товарами европейского, а теперь и американского фабричного производства. В условиях жесточайшей конкуренции ремесленная промышленность хауса, равно как и всех других народов западносуданских колоний, не может подняться на следующую ступень своего развития и превратиться в фабричную промышленность. Чрезвычайно низкий уровень жизни ремесленника является единственным условием сохранения до сих пор ремесленного производства хауса.

На первом месте среди ремесел стоит ткачество. Ткачи до сих пор пользуются самодельными горизонтальными станками. Такие станки устраиваются обычно на открытом воздухе. Ткач натягивает основу на какой- либо столб, привязывает ее к дереву или к крыше дома, подвешивает на деревянных кольцах и перекладинах бердо и приводит станок в движение ножными педалями.

Ткачи хауса выделывают ткани самых разнообразных расцветок: красную с белыми полосами — бараге, которая идет на платки и рубахи; черную с голубыми полосами — соаки — на рубахи, шаровары и шапочки; черную с синими полосами — залъзама, на женские головные платки; синюю с белыми, голубую с черными полосами и много других. Хлопчатобумажная ткань с шелковой нитью ценится особенно дорого. Самым крупным центром изготовления и окраски тканей был и остается город Кано. Еще в XIX в. ткани отсюда шли на север — в Триполи, на запад — в Тимбукту, на юг — в страны йоруба, на восток — в Борну и Вадаи. Кано снабжает до сих пор туарегов синими покрывалами.

Окраска тканей в синий цвет производится в широких масштабах. Население целых кварталов в Кано и других городах занято исключительно этим промыслом. В земле вырывают огромные ямы, дно и стены которых обмазывают особыми составами. Затем яму наполняют водой и разводят там индиго, добавляя к нему золу некоторых растений. Для получения желаемой окраски ткани выдерживают в чанах до десяти дней, О широких размерах производства можно судить по тому, что в некоторых селениях число красильных чанов достигает нередко пятидесяти, не говоря уже о крупных городах, где их насчитывают до нескольких сот. Для окрашивания тканей в красный, зеленый, желтый и другие цвета используют некоторые виды тростника, корни растения тур гг, лимонный сок и т. п.

Традиционная верхняя мужская одежда хауса — широкая рубаха, тобе и шаровары. Тобе имеют на груди слева большой нагрудный карман. Нередко они богато вышиты по вороту и около нагрудного кармана. На правой стороне груди обычно вышит большой круг. Этот вид вышивки имеет твердо установленный порядок расположения рисунка. Дорогие сорта тобе имеют более сложную, дешевые — более простую вышивку, но всегда одного и того же вида. Бедняки носят алъкашафа — короткие рубахи без рукавов. Шаровары очень широки, со шнурком на поясе. Внизу они имеют узкие «манжеты», обычно также вышитые. Покрой и вышивка шаровар очень разнообразны. Верхняя женская одежда состоит из куска длинной, сшитой из многих полос ткани, которой обертывают туловище от пояса до лодыжек. Нижнюю одежду как мужчин, так и женщин составляют набедренные повязки.

орудияНа втором месте после ткачества стоит кожевенное производство. Кожевники изготовляют большие кожаные сумки, переплеты, пояса, седла* сандалии, высокие сапоги для верховой езды, мешки для перевозки тяжестей и многое другое. Кожевники достигли высокого искусства в обработке кожи; ее дубят, окрашивают, из нее выделывают сафьян. Особым способом изготовляют из бычьей кожи плотные, почти прозрачные сосуды танду для меда и масла, разного вида коробочки, футляры и т. п. В Кано кожевники занимают особый квартал.

Не менее искусны и кузнецы. Они издавна умели выплавлять из руды железо и медь и обрабатывать их. Железо шло на самые разнообразные предметы: мотыги, серпы, лопаты, мечи, ножи, топоры, копья, браслеты и т. п. Теперь, с появлением европейских товаров, древнее искусство выплавки железа из рудыисчезает. Кузнецы хауса издавна славились искусством бронзового и медного литья.

В пригородах и сельских местностях хауса живут в круглых с соломенной крышей хижинах каго. Стены хижин выложены из глины или из плотно связанных и обмазанных глиной стеблей сорго. В городах хауса живут в глинобитных’одноэтажных домиках; богачи нередко имеют двухэтажные дома четырехугольной формы, называемые соро. Верхний этаж обычно состоит из одного небольшого помещения. Крыши — плоские, с перекрытием из дерева. Усадьба богача представляет собою целую группу построек. Дом владельца усадьбы, окруженный множеством пристроек, амбаров, конюшен и т. п., обнесен забором. Помещения для женщин расположены отдельно. Хижины бедняков огорожены невысоким плетнем. Женщины не обособлены и живут вместе со своими мужьями и детьми.

В сельских местностях Северной Нигерии еще сохраняются кое-где большие патриархальные семьи. Каждая семья занимает группу хижин, огороженную стеной. Подсчеты, произведенные в районе Гварзо (1945 г.), показали, что число живущих в таких «домах» доходит до 96, составляя в среднем 19 чел. Во главе семьи стоит старейший из ее членов—маигида («владыка дома»). В случае смерти главы семьи братья нередко продолжают жить вместе, иногда же семья расходится, образуя несколько отдельных семей, которые селятся тут же, вблизи от отцовского дома.

Все обрабатываемые земли неразделенной семьи составляют общую собственность; это — ганду, «земля предков». Она находится в ведении старшего из братьев и наследуется всегда по мужской линии. Часть земель ганду остается неразделенной и составляет поле общины, другая часть передается в пользование отдельных семей, входящих в состав большой семьи. Все взрослые мужчины семьи работают четыре дня в неделю на общинном поле, а остальные дни недели и вечера остаются для возделывания выделенных им участков земли — гаяуна. Весь урожай, получаемый с общего поля, хранится в большом амбаре возле хижины главы всей семьи. На него имеют право лишь те, кто работал на общинном поле. Но такие неразделенные семьи у хауса — уже пережиток прошлого и встречаются лишь в глухих сельских местностях. Основной формой семьи является малая индивидуальная семья. Классовая дифференциация хауса зашла очень далеко. В таких центрах, как Кано, Кадуна и Сокото, существует многочисленная, главным образом торгово-ростовщическая, буржуазия, владельцы ремесленных мастерских. В послевоенные годы компания хаусанских купцов построила в Кано первую текстильную фабрику. Кроме многочисленного ремесленного полупролетариата, складывается и кадровый промышленный пролетариат (например, на оловянных рудниках Баучи). Появилась национальная хаусанская интеллигенция.