Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История народов Верхней Гвинеи. Бенин. Государства йоруба. Дагомея. Ашанти
Этнография - Народы Африки

В южной части Западного Судана, на побережье Верхней Гвинеи — от Берега Слоновой Кости до устья Нигера — живут народы, говорящие на языках гвинейской группы и, несомненно, имеющие общее происхождение: кру, бауле, ашанти, эве, йоруба, ибо, нупе и др. Древнейшая история этих народов еще неизвестна. Первые письменные сообщения по истории народов Верхней. Гвинеи принадлежат португальским и голландским путешественникам XV—XVI вв. Единственным источником для восстановления более ранней истории йоруба служат устные предания официальных историков-арокинов. Эти предания носят полулегендарный характер и восходят ко времени не далее XII—XIII вв. Эти предания все же дают основание полагать, что в пределах современной Южной Нигерии много веков назад существовала довольно развитая культура.

При случайных раскопках в стране йоруба были найдены бронзовые и терракотовые статуэтки и головы. Среди них встречаются вещи, столь совершенные по технике исполнения и исключительной реалистичности, что их можно поставить в ряд с лучшими произведениями искусства древнего Египта и Европы. Некоторые из скульптур относятся, вероятно, к X—XIII вв. н. э. В 1948 г. при горных разработках на плато Баучи в долине р. Нок найдены терракотовые головы, повидимому, гораздо более древние, чем все предшествовавшие находки. Изучавший условия и глубину залегания английский археолог Фэгг утверждает, что возраст этих скульптур—не менее двух тысяч лет. Аналогичные находки бронзовых человеческих фигур и птиц сделаны на о-ве Джебба на Нигере. В лесах Южной Нигерии около Этие обнаружено множество каменных человеческих фигур. Каменные изваяния найдены в лесах Камеруна ив других местах. Все это заставляет по-новому взглянуть на историю народов Западной Африки. В пределах современной Нигерии много веков назад, во всяком случае не позже I тысячелетия до н. э., а может быть и раньше, существовала самобытная культура. Несомненно, что знакомство с обработкой металлов было известно народам этой части Африки с очень давних времен.

Наиболее замечательные памятники искусства обнаружены в Бенине. Столица этого маленького государства была сожжена английскими захватчиками. При этом были разграблены помещения дворца и царские кладовые; хранившиеся там бронзовые изображения бенинских царей и их вельмож разошлись по рукам английских генералов, офицеров и солдат.

Огромное историческое значение расхищенных сокровищ было оценено много позднее, когда большая часть их попала в руки ученых.

По отзывам специалистов, бронзовая скульптура и рельефы по качеству отливки и тщательности обработки превосходят бронзовое художественное литье европейских мастеров XV в. Замечательные бронзовые изображения военачальников, вельмож, жрецов, а также различных богов и священных животных украшали некогда стены царских дворцов, а литые бронзовые головы бенинских царей и цариц, петухи, змеи и т. п. служили

объектом культа: их ставили на алтари предков. Все эти изделия настолько совершенны, что буржуазные исследователи отказывались признать их делом рук африканских художников. Одни пытались доказать, что бенинские бронзовые изделия изготовлены португальцами в XV—XVI вв., другие искали корни их происхождения в далекой Индии и видели в бенинском искусстве результат влияния индуизма; третьи связывали бенинскую культуру с культурой Мероэ и Напаты. Немецкий реакционный этнограф Фробениус предположил, что культура йоруба обязана своим происхождением этрускам. По его мнению, этруски обогнули западный берег Африки, высадились в устье Нигера и здесь создали своеобразную культуру йорубов,— предположение совершенно фантастическое и ничем не подтверждаемое. Некоторые английские этнографы происхождение культуры йоруба ставят в связь с появлением гиксосов, завоевавших Египет в XVII в. до н. э. Племена долины Нила будто бы выселились из Египта и, пройдя через всю Африку, принесли в Судан высокую культуру. Все эти «теории» не имеют ничего общего с действительной историей народов Африки. Они основаны на предположении о неспособности народов негроидной расы создать свою высокую культуру. Изучение стиля бенинских изображений и техники их изготовления показало, что древнейшие из них принадлежат местным мастерам и созданы много веков назад.

Как выясняется теперь, скульптуры Древнего Бенина всего лишь несовершенные ремесленные повторения высокохудожественных произведений мастеров Ифе. Город Ифе, или Иле-Ифе, до сих пор считается священным городом у народа йоруба, живущего к западу от дельты Нигера. Из этого города бенинские цари получали изделия местных мастеров, и только в XV—XVI вв. были созданы мастерские бронзового литья в самом Бенине. Страны йоруба знали бронзовое литье, повидимому, в раннем средневековье. Это подтверждается археологическими находками и этнографическими данными. Искусство литья из бронзы было распространено на всем гвинейском побережье. Бенин—лишь наиболее известный центр этого производства. До наших дней литьем из бронзы занимаются кузнецы бауле и ашанти. Мастера ашанти издавна изготовляли литые бронзовые гирьки в виде разных фигурок, изображений предметов быта ит. п., употреблявшиеся при взвешивании золотого песка.

Ко времени появления первых путешественников европейцев, т. е. в XV ц., на побережье Верхней Гвинеи существовали крупные торговые поселения — города. Первых португальских путешественников встречали большие суда, вмещавшие около ста человек; купцы, ведшие торговлю на берегу, с удивлением описывали порядок и благоустроенность поселений, искусство и ремесла их обитателей. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивает их с городами его родной Голландии. По его мнению, улицы Бенина — столицы государства этого имени — превосходят по размерам улицы Гаарлема, а дворец бенинских царей — не меньше здания амстердамской биржи. Путешественники, побывавшие в Бенине, с удивлением описывали величественные дворцы с башнями, увенчанными огромными бронзовыми птицами с распростертыми крыльями; бронзовые змеи головами вниз свешивались с кровель башен, а стены дворцов были сплошь покрыты бронзовыми изображениями царей и их придворных, охотничьими сценами и изображениями битв.

Государства йоруба

Указать время возникновения государств йоруба пока невозможно. Несомненно, что они возникли до начала европейской работорговли и были первыми поставщиками рабов. Несомненно также и то, что рабство было широко распространено в этих государствах. Можно предполагать, что именно трудом рабов созданы сокровища древних царей йоруба.

Лишь в XIX в. стало известно внутреннее устройство государств йоруба. К этому времени в стране йоруба существовало несколько государственных объединений — Ойо, Эгба, Ифе и др. Каждое из них представляло собою, по существу, большой город с незначительной по территории, зависимой от него округой. Это были мелкие феодальные княжества, бесконечно между собою враждовавшие, платившие дань победителям и т. п. Доходы правящей верхушки состояли из податей, выплачиваемых крестьянами, и налогов на товары, доставлявшиеся на городские рынки. Эти налоги собирали специальные должностные лица; у городских ворот и на дорогах у границ государства существовали таможенные заставы.

Глава государства Ойо, носивший титул алафина, считался старшим над всеми другими царями йоруба. Власть алафина была ограничена «советом семи» из представителей знати. Совет следил за действиями алафина и имел право устранить его, если алафин становился излишне самостоятельным в своих действиях. В этом случае, по старинному обычаю йоруба, алафину посылали яйцо попугая в знак того, что он должен покончить с собой. Известен случай, когда алафину удалось воспротивиться решению совета. В 1774 г. один из алафинов отказался принять роковое яйцо. Совет пытался силой заставить алафина подчиниться решению совета, но это не удалось, и по приказу алафина вельможи были казнены. Однако такие случаи были редки, и алафин почти всегда оказывался орудием в руках знати. Главным из вельмож был басорун, председатель «совета семи», должность которого была наследственной. Ближайшим к нему по значению был главный военачальник — балогун.

Городами и крупными селениями управляли царские ставленники — бале, которым подчинялись начальники кварталов и деревень. Низшей ячейкой общества была большая семья. Глава семьи управлял всеми ее делами; он разрешал споры между членами семьи и был ее представителем перед начальниками кварталов. Особенностью системы управления городов йоруба было участие женщин в управлении. В каждом городе наряду с градоначальником бале была также иялебе («хозяйка улицы»), имевшая двух помощниц. Ей подчинялись все женщины города; она разбирала их споры, и лишь в случае несогласия жалобы постуцали на рассмотрение бале. Градоначальники и вельможи имели при себе вооруженные отряды. При дворе состояло множество чиновников, среди которых значительная часть особо доверенных лиц выполняла роль царской тайной полиции.

Армию составляло все боеспособное мужское население. Во главе ее стоял балогун. Ополчение собиралось по провинциям. Каждый местный отряд возглавлялся своим начальником и в бою действовал более или менее самостоятельно.

Большая часть войска состояла из воинов, вооруженных копьями, мечами и топорами; защитным вооружением служили плетеные щиты и кожаные панцыри. Особые отряды лучников были вооружены луками с кожаной тетивой и самострелами. В войско входили также небольшие конные отряды, состоявшие из знатных вельмож и их сыновей. В походах войско сопровождали женщины, на обязанности которых лежало приготовление пищи, переноска поклажи и т. п.

В северных областях страны йоруба значительная часть населения с начала XIX в. исповедует ислам. В остальной части страны сохранилась старинная религия йоруба. Основой религиозных верований йоруба были так называемые ориша. Представления об ориша весьма неотчетливы. По некоторым преданиям, ориша — это мифические предки всех йоруба, которые спустились с неба и, обратившись в камни, ушли под землю.

Общее число этих ориша, согласно преданиям, было 401. К числу ориша относились также некоторые божества: Обатала и его жена Одудува — олицетворение неба и земли. Одудува считалась также богиней плодородия и любви. Культ ее напоминает древневосточный культ богини Иштар, жрицы которой на годичных празднествах должны были отдаваться любому мужчине. Культ Одудувы почти полностью совпадает с культом ориша Око — покровителя земледелия. В любом городе и деревне страны существовали его храмы с многочисленными жрецами и жрицами. Ежегодные празднества ориша Око приурочивались ко времени сбора урожая ямса. Согласно мифу, богиня Одудува породила пятнадцать детей: божества воздуха — Оругун, моря — Олокун, солнца — Орун, луны — Ому, молнии и грозы — Шанго и т. д. Верховным божеством считался Олорун, «господин неба», за ним. по значению следовали Олокун и Шанго. Образ Шанго окружен мифами, переплетающимися с историческими преданиями. Его считали одним из первых царей йоруба и изображали воином с луком и мечом в руках. Рассказывали, что он жил во дворце с бронзовыми стенами, имел много коней, был суровым правителем и исчез, уйдя в землю. Существовали и другие боги: Огун — божество железа, покровитель кузнецов, охотников и воинов; Олороза — покровительница домашнего очага, изображавшаяся охраняющей вход в дом; Юдже Шалуг — богиня: торговли и обмена; Сопона — богиня ветряной оспы; Шагиди — ночной кошмар, душащий людей; Эау — божество зла и многие другие.

У йоруба был принят особый счет времени по лунным месяцам. Они делили месяц на шесть недель по пяти дней в каждой, но так как 30-дневный счет не совпадал с лунным месяцем, то последняя неделя была немного короче. Названия дней недели связывались с именами богов. Первый день недели, день отдыха, ако-оджо, т. е. «первый день», считался несчастливым и никто не начинал в этот день никаких дел. Второй день, оджо-аво — «день тайны»—был праздничным днем в городе Ифе, священном городе йоруба. Третий день — оджо-огун — «день Огуна» (бога железа), четвертый — оджо-шанго — «день бога грома и молнии» и пятый — оджо- обатала — «день бога неба».

Сложный пантеон богов (богини плодородия, любви, земледелия, покровители кузнецов и т. д.) со сложившимися вокруг них мифами, напоминающими мифы античного Средиземноморья и древнего Востока, говорит о высокой, веками складывавшейся культуре народов гвинейского побережья.

Дагомея

На западе государства йоруба граничили с Дагомеей. Дагомейское государство возникло, повидимому, в начале АVII в. Народные предания приписывают его основание Такудону, жившему в конце XVI — начале XVII в. Имена Такудону и его преемника Хвегбаджа окружены легендами.

Государственное устройство Дагомеи в общих чертах походило на организацию государств йоруба. Страна делилась на территориальные единицы, во главе которых стояли правители, назначенные царем. В Дагомее существовала регулярная армия, набиравшаяся по территориальным округам. Она состояла из полков, которые размещались в казармах. На поле битвы и при передвижении из состава армии выделялись авангард и фланги. Особые отряды женской гвардии охраняли царскую ставку. По всей стране было установлено систематическое взимание налогов. Существовало, наконец, своеобразное статистическое управление, ведавшее подсчетом населения страны. В день нового года каждый домохозяин являлся к деревенскому начальнику и приносил ему мешочек с раковинами каури по числу членов своего хозяйства. Начальник деревни собирал, таким образом, сведения по всей деревне, начальник округа — по всем деревням, подчиненным ему, и т. д. Все эти данные поступали в столицу, где производился общий подсчет народонаселения Дагомеи.

Царь Дагомеи Агаджа (1708—1728) распространил свои владения до побережья Гвинейского залива, при нем дагомейцы вплотную столкнулись с европейцами. Наиболее известен царь Дагомеи Гезо (1818— 1858). Он освободил Дагомею от дани, которую она выплачивала государству Ойо. На западе владения Гезо соприкасались с государством Ашанти и доходили до Атакпаме. Армия его состояла из 10—16 тыс. человек, В столице дагомейских царей Абомее до сих пор сохранились развалины дворца Гезо. Особенно интересны украшающие стены дворца рельефы, на которых изображены главнейшие события из истории Дагомеи.

Ашанти

К западу от Дагомеи в пределах Золотого Берега в начале XVIII в. сложилось государство Ашанти.

Началом политической самостоятельности Ашанти местные предания считают 1719 г., когда в битве при Денкьира ашанти восторжествовали над своими противниками и покорили их. История ашанти мало изучена. По местным преданиям, все государственное устройство ашанти было создано после этой битвы: южные страны были покорены и обязаны платить дань, была введена новая организация войска — место прежнего ополчения заняла постоянная армия, был создан ряд должностей — военачальников, царских советников и т. п. Государственной святыней всех ашанти был «золотой трон», украшенный золотом и резьбой,— священная скамья, в которой, по верованиям ашанти, заключается благополучие всего народа ашанти. По образцу этого трона каждое из подразделений государства Ашанти, каждая область получила свои символы власти — «серебряные троны».

Страна была разделена на восемь областей, причем столица всего государства Кумаси, с прилегающими к ней землями и городами, была выделена и составила девятую область под управлением главы государства. Армия ашанти состояла из отрядов провинций, царских дружин, отрядов амазонок и, кроме того, полицейских отрядов, набранных из иноплеменников — рабов или наемников; существовала также особая тайная полиция, находившаяся в ведении ближайшего доверенного царя. Во главе отдельных областей стояли охене (вожди, или цари). Главой всего государства являлся оманхене, т. е. охене всего народа.

Такова история крупнейших народов Западного Судана до начала империалистического раздела Африки.