Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



История стран хауса. Государство Ахмаду. Фульбе
Этнография - Народы Африки

Своей родинои фульбе считают плато Фута-lopo во Французской Гвинее. Издавна занимаясь разведением крупного рогатого скота, фульбе кочевали и в степях севернее Сенегала. Несколько столетий назад часть племен фульбе откочевала на восток в страны Моей и далее,.к оз. Чад в пределы султаната Вадаи. Их историческая судьба, своеобразие языка и антройологического типа создали почву для бесчисленных гипотез о происхождении этого народа. Некоторые группы фульбе по своему антропологическому типу, повидимому, могут быть отнесены к числу народов Средиземноморья. Язык фульбе долгое время был загадкой для лингвистов1. Одни исследователи считали фульбе потомками древних гиксосов, пришедпщх из Азии и завоевавших Египет за полторы тысячи лет до нашей эры, другие признавали их потомками египтян или коптов.

Этнографы и лингвисты много занимались историей происхождения фульбе. В результате исследований выяснилось, что язык фульбе не имеет ничего общего с языками семито-хамитской семьи языков. Он относится к атлантической группе суданских языков и очень близок к языку серер. По антропологическому типу большинство фульбе почти не отличается от остального населения Западного Судана. Это относится в особенности к «оседлым фульбе», живущим в странах хауса и имеющим все характерные признаки негроидного типа. Однако среди кочевых племен фульбе нередко встречается тип, несомненно, не негроидного происхождения, характеризующийся сухощавым телосложением, светлым, с красноватым оттенком, цветом кожи, узким лицом и тонким носом. Это показывает, что в формировании антропологического типа фульбе участвовали арабоберберские племена западной Сахары и Судана. Известно, что в пределах Сенегала издавна жили южные группы берберов, а в Мавритании и южной Сахаре кочевали арабские племена.

Все предположения зарубежных ученых об азиатском или египетском происхождении фульбе не обоснованы. Несостоятельными оказались и попытки многих лингвистов, а отчасти и этнографов, доказать, что племена фульбе принесли народам Судана более высокую культуру и зачатки государственных образований. Подобные теории имели откровенно расистский характер и исходили из предположения о неспособности народов Судана к самостоятельному развитию. В действительности фульбе по своему культурному развитию в то время стояли значительно ниже многих из народов Западного Судана.

Воинственные кочевники, двигаясь на восток, не раз вторгались в пределы государств Западного Судана, неоднократно вместе с туарегами опустошая богатые города в среднем течении Нигера и в странах хауса.

В 1776 г. вождь одного из племен фульбе, Абд аль-Кадир, объявил себя имамом, т. е. верховным вождем всех мусульман и наследником пророка. Все страны горного района Фута-Джалон, Фута-Торо и долина р. Сенегал были объединены в один имамат. Страна была разделена на провинции, называвшиеся мисиде («мечети»). Во главе мисиде стояли старейшины родов фульбе, живших в данном районе. Власть имама была ограничена верховным советом, состоявшим из представителей всех мисиде. Общественный строй имел патриархально-феодальный характер. Местное население — волоф, серер и мандинго — обязано было работать на знать и богачей фульбе, владевших крупными поместьями. В услужении у вельмож фульбе были их соплеменники-бедняки. Прежний родовой строй фульбе, с его счетом родства по «хижинам» и «дверям», т. е. по родам и их подразделениям, исчез, так как представители одного рода жили в разных мисиде и подчинялись не родоначальникам, а ставленникам имама. Такой порядок застали французы, захватившие Фута-Джалон в конце XIX в.

Государство Ахмаду

В средней дельте Нигера после падения сонгайского могущества и недолгого господства марокканских пашей к власти пришли мандингские вожди, правившие в Сегу. В 1810 г. вся страна между Сенегалом и Тимбукту была объединена шейхом Ахмаду, фульбе по происхождению. Появление его на политической арене Судана во многом напоминает деятельность других мусульманских шейхов, объявлявших себя посланцами пророка, призванными установить новые порядки. Опираясь на зажиточных горожан Дженне и других городов страны, он организовал военные отряды, и ему удалось объединить в своих руках весь район средней дельты Нигера.

В государстве Ахмаду складывались типично феодальные отношения. Все местное население, крестьяне-тубри (т. е. лично свободные крестьяне), которые не исповедывали ислам, были обязаны работать на полях, принадлежавших шейху и его приближенным. Кроме ту бри, существовал еще довольно значительный класс рабов, называемых на языке фульбе римайбе. Эти последние принадлежали либо феодальной верхушке, либо государству. Государственные рабы находились в ведении казначейства — бейт-алъ-малъ. В полном соответствии с традиционными догмами ислама все население было обязано платить десятину с ежегодного урожая и харадж (по-судански крадъе), т. е. земельную подать. Сверх того взимались особые налоги на военные нужды, налоги с рабовладельцев по числу рабов, налоги с доходов от торговли и т. п.

Среди преемников Ахмаду наибольшей известностью пользовался аль-Хадж Омар Таль, происходивший из племени тукулер, жившего в Сенегале. Добившись власти у себя на родине, он с помощью своих приверженцев сверг династию шейха Ахмаду и одно время владел почти всей страной в верховьях Сенегала и Нигера. Ему и его потомкам довелось возглавить борьбу с французами, начавшими в то время колониальные- захваты в Судане.

Такова вкратце история стран Гана, Мали, Сонгаи и других государств, возникших в западной части Западного Судана. Средневековые историки Судана делили весь Западный Судан на две»части: Текрур и собственно Судан. Текруром они называли Западный Судан от Сенегала до Сонгаи включительно. К востоку от них начинался собственно Судан, т. е. страны хауса и Борну вплоть до оз. Чад. Историю собственно Судана следует рассматривать особо, так как он никогда не входил в состав владений сонгайских аскиев.

История стран хауса

Как давно появились племена хауса в этой части Судана, сказать трудно. Во всяком случае, арабский географ Ибн-Саид в -XIII в. упоминает о племенах аль-хаусин, живших где-то к западу от оз. Чад. В исторических хрониках Судана название народа хауса появляется в XVIII в. Долгое время отдельные страны хауса назывались по имени своих крупнейших городов. Так* например, берберский путешественник Лев Африканский, посетивший в начале XVII в. страны хауса, перечисляет много названий городов и стран, но не упоминает о хауса. До сих пор еще население отдельных областей хауса называет себя по имени городов: жители города Кано и области, прилегающей к нему, называют себя канава, жители Кацины — каци- нава, жители области Даура — даурава и т. д. Эти племена (канава, ка- цинава, гобирава, даурава и др.), некогда самостоятельные, говорили на близких друг другу языках. Наиболее распространен был язык канава— населения Кано, самого крупного из всех городов. Теперь все хауса причисляют себя к одному народу и говорят на одном языке, причем говор города Кано считается наиболее чистым диалектом хауса.

Старинная хаусанская легенда рассказывает, что мифический прародитель всех хауса имел семь сыновей. Эти семеро братьев основали семь городов • «настоящих хауса». Исторические хроники хауса и местные предания признают «настоящими хауса» население городов Кано, Кацины, Дауры, Замфары, Гобира, Зарии и Рано. К числу «ненастоящих хауса» хроники относят близкие племенам хауса племена и народы, населявшие страны вокруг «настоящих хауса». Еще в XVIII в. города «настоящих хауса» представляли собой самостоятельные государства и нередко вели междоусобные войны. Местные исторические хроники хауса возводят основание отдельных городов к VIII—X вв. н. э. Уже упоминавшаяся легенда о семи братьях — основателях городов хауса — рассказывает, что двое из братьев — Кано и Рано — были «царями красильщиков», т. е. изготовляли ткани и окрашивали их в синий цвет (индиго). Два других брата — Кацина и Даура — были «царями рынка», т. е. вели торговлю. Один из братьев, Гобир, был «царем войны» и обязан был защищать братьев. Наконец, шестой брат Зегзег (Зария) должен был снабжать своих братьев рабами и назывался «царем рабов». О седьмом рате легенда не упоминает. Это сказание, очевидно, отражает общественноэкономический строй древних государств Хауса, который покоился на рабовладении. Богатые рабовладельческие города-государства вели в широких размерах торговлю тканями и кожаными изделиями, расходившимися не только по всему Судану, но и далеко за его пределами вплоть до Марокко, а оттуда вывозились в Европу. Рабский труд широко применялся в ремесле еще в XIX в. Путешественники, посетившие Западный Судан в середине прошлого века, описывают большие, обнесенные стенами, ткацкие мастерские, где работали сотни рабов. Ежегодно военные экспедиции направлялись за рабами на юг, в Адамауа. Эти походы были настолько обычны, чтов языке хауса имелись даже специальные термины, обозначающие поход или набег за рабами. Города хауса были обнесены высокими стенами, окружены рвами и представляли собою надежную защиту для населения. Ширина стен города Кано была настолько велика, что- наверху ее могли разъехаться несколько повозок. Огромные ворота постоянно охранялись стражей и запирались на ночь.

История стран хауса известна хуже истории государства Сонгаи. Местные исторические хроники велись в каждом из городов, но они отличаются краткостью и только перечисляют важнейшие события и имена правителей. Вначале XIX в. один из предводителей небольшого племени фульбе, живших среди хауса,— Осман дан-Фодио — поднял восстание против царя города Гобир и, опираясь на рабов и на талакава, т. е. беднейшую' часть населения хауса, изгнал царя этого города и его приближенных. Восстание охватило всю страну, и в скором времени Осману дан-Фодио удалось захватить крупнейший из городов хауса — Кано. Все страны были объединены в два эмирата — Сокото и Ганду. Второй из них вскоре был присоединен к Сокото. Внутренний строй государства Сокото* походил на общественное устройство других государств Судана, вроде- описанного выше государства Ахмаду. Вся страна разделялась на небольшие округа, во главе которых стояли эмиры, подчиненные султану Сокото. Каждый из эмиров имел в своем распоряжении военные дружины,, взимал подати с населения и был обязан являться со своими отрядами по требованию султана. Феодальные порядки в стране тесно переплетались с остатками рабовладения и с пережитками первобытно-общинных отношений. Такие порядки царили в конце XIX в., когда страны хауса были захвачены Англией и вошли в состав английской колонии Нигерии.

Канем и Борну

В восточной части Северной Нигерии, на берегах оз. Чад, издавна обитали племена канури, близкие по языку и происхождению племенам тиббу (теда), жившим к северу от озера. Вероятно, племена группы канури-теда переселились в эти области из Восточного Судана, оттеснив народы группы хауса к югу и западу от оз. Чад.

Исторические предания канури рассказывают о жестокой борьбе их предков с народом со. Они, по преданиям, были великанами. До сих пор население приписывает им создание городов, развалины которых встречаются на холмах, возвышающихся среди болотистых равнин рек Шари и Логоне. Вероятнее всего, предания эти отражают борьбу канури с народами группы хауса, которые были вытеснены ими. Осев на северных берегах оз. Чад, канури подчинили себе окрестные страны и создали государство Канем. История его образования неизвестна. Местные предания и исторические хроники упоминают о первых царях, правивших еще в VIII— IX вв. н. э. Одним из наиболее известных царей Канема был Дилалами, время правления которого относится к XV в. Возможно, под натиском племен, появившихся с востока, он перенес свою столицу на юг, в Каср- Эггомо, на западный берег оз. Чад, в страну Борну. С этого времени государство это становится известным под именем государства Борну Наивысший расцвет его относится к XVI в., ко времени правления Идриса Алума. Общественный строй Борну, повидимому, мало чем отличался от строя других государств Судана. Царство Борну существовало до конца XIX в., когда вместе с другими соседними странами было включено в состав английской колонии Нигерии.