Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Восточный Судан: краткая история
Этнография - Народы Африки

Восточный Судан лежит в бассейне Нила. Огромная страна, по площади (2,5 млн. км2) равная четверти Европы, граничит с Египтом, Ливией, Эфиопией, Французской Экваториальной Африкой, Бельгийским Конго, английскими владениями Кенией и Угандой.

В Судане можно найти три резко выраженных географических ландшафта. На юге руслами рек Бахр-эль-Араб и Собат ограничена так называемая Страна рек. Эта обширная низменная область прорезана множеством рек, откуда она и получила свое название. Реки эти стекают с возвышенности, которая служит водоразделом между величайшими водными артериями Африки — Конго и Нилом. Почва, состоящая из наносных аллювиальных пород и перегноя, отличается плодородием. Богатая растительность: высокие травы и кустарники, тропические леса и густой ковер водорослей, покрывающий затопляемые низменности,— характерна для «Страны рек». Эта страна с давних времен заселена скотоводческими племенами нилотов.

На север от нее по обеим сторонам Нила, вплоть до Хартума, лежит полоса саванн. На границе Эфиопии саванны переходят в леса; в треугольнике, образованном Белым и Голубым Нилом,— плодороднейшие почвы из наносного ила. К западу от Белого Нила тянутся пустынные степи Кордофана и Дарфура, упирающиеся на юге в пояс тропических лесов, на севере — в пески Ливийской пустыни. Это волнистая степь, однообразие которой, по берегам вади нарушается небольшими рощами акаций и сикомор, невысокими холмами. Почва не отличается плодородием, и земледелие возможно лишь по берегам рек и в немногочисленных оазисах горных долин. Зато в южной части этих областей обширные пастбища дают возможность разводить лошадей и крупный рогатый скот, в северной — верблюдов и овец. В центре Кордофана протянулись с юга на север горные массивы Тегале и Гебель-Нуба.

восточный судан

Область саванн постепенно переходит в пустыню. От Хартума вплоть до границ Египта расположен пояс песчаных просторов Ливийской и Нубийской пустынь. В восточном направлении пески доходят до невысокой горной цепи красноморского побережья; на западе они сливаются с Сахарой. В пустыне Байюда, лежащей в большой излучине Нила, а также в южной части Нубийской пустыни скудная растительность и редкие оазисы позволяют кочевому населению держать коз, овец и верблюдов. На красноморском побережье по берегам рек Барака и Гаш, а также в верховьях р. Атбара, возможно земледелие. Севернее широты Донголы начинаются пустынные, почти необитаемые песчаные области, лишенные растительности и водных источников. Через весь Восточный Судан, с юга на север, протянулась голубая лента Нила. По его обоим берегам, южнее Донголы, возможно устойчивое оседлое земледелие.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

История народов Восточного Судана тесно связана с историей народов Египта и Эфиопии. Еще в четвертом и третьем тысячелетии до н. э. внимание египтян привлекла богатая страна, лежащая южнее первого порога,— Нубия. В ту эпоху египетские фараоны совершали в Нубию грабительские походы. Так, фараон IV династии Снофру в своих победных надписях сообщает, что он в один из годов своего правления вывез из Нубии семь тысяч рабов, которых египтяне называли «нехси».

Сведения о египетско-нубийских отношениях содержатся в надписях фараонов и вельмож VI династии. Так, в одной из них, помещенной на гробнице вельможи и полководца Уны, упоминается о походах против племен иртет, сетит и других, которые жили, повидимому, в пределах нынешней Донголы и несколько южнее ее.

В эпоху Среднего царства, за два тысячелетия до нашей эры, военные набеги участились. Египтяне привозили из Нубии слоновую кость, рабов, лес, необходимый для строительства кораблей, благовония, шкуры зверей, страусовые перья.

В эпоху Нового царства, при фараонах XII династии, египтяне распространили свое влияние по Нилу, выше второго порога. Фараон Сену- серт III (1887—1849 гг. до н. э.) совершил в Нубию четыре завоевательных похода, построив ряд крепостей, развалины которых и сейчас существуют в Семнэ, Хальфе, Анибе. Вся территория, лежащая между первым и вторым порогами, была разделена на номы (административные районы).

При фараонах XVIII династии (1580—1350 гг. до н. э.) египтяне проникли в Нубию вплоть до четвертого порога. В это время власть фараонов в Нубии окрепла. Во главе страны был поставлен наместник фараона, «царский сын Куша», которому были подчинены племена нубийцев и египетские колонисты. Налоги и всевозможные поборы были непомерно увеличены, о чем говорят многочисленные мятежи, направленные против власти наместника. В Нубию проникает египетская культура: язык, письменность, архитектура, религия. При фараонах XIX династии в городах Абу- Симбеле, Дерре, Вади-Себу и др. были построены величественные храмы, частично сохранившиеся до наших дней. Египет этого времени торговал не только с Нубией, но и с более южными странами Африки.

В конце XII в. до н. э. в Нубии образовалось самостоятельное государство с центром в Напате (около четвертого порога). Напата была рабовладельческим государством. Известно, что на полях жречества и нубийской знати, а также на золотых рудниках трудились тысячи рабов, захваченных в соседних с Нубией южных нильских странах.Влияние Египта прослеживается в нубийском искусстве, архитектуре. Надписи первых правителей Нубии были начертаны египетскими иероглифами на египетском языке. Собственно нубийской письменности в Напате создано не было. В 840 г. до н. э. правители Напаты завоевали весь Верхний Египет вплоть до Мемфиса, а позднее и всю долину Нила, включая и дельту. Этот период в истории Египта известен как период господства XXV эфиопской династии.

Однако господство эфиопской династии было недолгим. Вскоре фараоны Напаты не .только потеряли свои владения в Египте, но даже вынуждены были перенести свою столицу в Мероэ (выше шестого порога).

Расцвет государства Мероэ падает на I—III вв. н. э. Мероэ становится крупным центром на перекрестке торговых путей, ведущих в Египет, к озеру Чад, в государство Канем, на востоке в Аксум и к берегам Красного моря, куда приходили корабли из южной Аравии. В это время более интенсивно стали развиваться сельское хозяйство и ремесла (особенно ткачество). Повидимому, с помощью негров-рабов обрабатывались плодороднейшие земли, лежащие в треугольнике, образованном при слиянии Белого и Голубого Нила. Мероиты создали собственную оригинальную культуру, во многом отличную от египетской. Так, наряду с финикийцами, они считаются создателями алфавитной письменности1.

Государству Мероэ приходилось вести длительные войны с кочевыми племенами беджа. В 24 г. н. э. в Северную Нубию, на территорию бывшего государства Напата, вторглись римляне. В III в. н. э. Мероэ подверглось набегу кочевых эфиопских племен блеммиев; в 350 г. н. э, оно было завоевано и разграблено аксумским правителем Эзаной.

К VI в. н. э. относится проникновение в Нубию христианства. Оно долго сохранялось в Мукурре, Донголе (от южных границ Египта до устья р. Атбара) и Алоа (от устья р. Атбара к югу).

В этнической истории народов Северной Африки крупную роль сыграли арабы. Первые миграции южноарабских племен из Аравии в восточную часть Северной Африки происходили приблизительно за тысячу лет до нашей эры. На побережье Красного моря в районе Аксума обнаружены надписи, начертанные южноарабским алфавитом на сабейском языке. На рубеже новой эры миграции эти усилились. Часть переселившихся арабов оседала в Аксуме, некоторые же из племен, спустившись по Голубому Нилу и Атбаре вплоть до Нубии, устремлялись на запад в Кордофан и Дарфур. Переселение арабов из Сирии и Аравии в Северную Африку было особенно интенсивным с середины VII и вплоть до IX в. н. э., а также в XIII в. В Восточный Судан арабские племена проникали уже иным путем, поднимаясь вверх по Нилу. Так, в 651 г., через десять лет после вторжения арабов в Египет, когда почти весь Египет был завоеван, арабский военачальник Амр послал в Нубию двадцатипятитысячный отряд под командованием Абдаллаха бин-Саада. Арабы разбили нубийские отряды, ограбили население и, угнав с собой несколько тысяч голов рогатого скота, вернулись в Нижний Египет. Нубийцы в ответ на этот разбойничий рейд в свою очередь .разорили несколько мелких городов, расположенных неподалеку от южной границы Египта. Абдаллах снова направился в Нубию и, разрушив до основания столицу христианского государства Донголу, потребовал от правителя Донголы выплаты ежегодной дани, начисляемой в рабах и золоте. К XIII в. арабы окончательно покорили Нубию и подчинили ее своему влиянию. С этого времени ислам быстро распространился в стране и к XV в. вытеснил христианство. Массовое переселение арабов в Восточный Судан относится к XIII в., когда Нубия уже больше не была преградой на пути переселенцев.

Племена арабов, постепенно, в течение ряда столетий откочевывая к югу по берегам Нила или караванными тропами из Северной Африки в области Восточного Судана, останавливались в своем движении, пройдя область саванн и достигнув тропических лесов и болот. На последних этапах своего пути они сталкивались со многими племенами и народами Африки. Эти племена и народы если и отставали от арабов в своем культурном развитии, то очень не намного. Некоторые арабские племена почти целиком растворились среди численно их превосходящих народов Африки; другие же, наоборот, ассимилировали эти народы. Очень часто коренное африканское население, подвергшееся арабскому влиянию, принимало арабский язык и в дальнейшем мусульманскую религию. Распространение арабского языка проходило в упорной борьбе с местными . африканскими языками и диалектами. Потребовались по меньшей мере столетия, чтобы среди беджа, египтян и берберов Магриба восторжествовал арабский язык. Но и сейчас еще среди берберов и беджа некоторые племена сохраняют свои родные языки. В южной части Судана (Западного и Восточного), как, впрочем, и на средиземноморском побережье, в результате миграций арабов и совместной хозяйственной деятельности многих поколений аравийских пришельцев и местных африканских племен сложились различные народы. Эти народы говорят на арабском языке (иногда и на каком-нибудь из африканских), обычно исповедуют ислам, но считать их прямыми потомками арабов Аравии — ошибочно.

К началу XIX в. на территории Восточного Судана существовало два сильных султаната: Дарфур на западе и Сеннар на востоке. Кордофан, некогда независимый султанат, в это время находился под властью дарфурского султана. История этих султанатов поможет нам разобраться в этнической истории народов Судана.

Дарфурский султанат образовался в западной части Восточного Судана, в горной местности Джебель-Марра, возвышающейся над уровнем моря до 1800 м. В долинах гор дарфурское население издавна занималось мотыжным земледелием, культивируя рис, пшеницу, просо, огородные растения. Благоприятные природные условия позволяли разводить крупный рогатый скот, овец, верблюдов. Горы были богаты медью и железом.

О  доисламском Дарфуре почти ничего неизвестно. Первыми насельниками Дарфура принято считать негроидное племя даго, пришедшее откуда-то с востока. Даго еще задолго до встречи с арабами образовали своеобразное царство во главе с верховным наследственным правителем, Примерно в XIV в. н. э. даго были покорены сильным племенем тунджеров. происхождение которых еще не выяснено.

Из многочисленных султанов Дарфура наиболее известен Сулейман Солонг, правивший страной с 1596 по 1637 г., его сын Муса (1637—1682) и внук Ахмед Бахр (1682—1722). В конце XVIII и начале XIX в. султанат этот достиг вершины своего могущества. Временами в границы его владений входил не только весь Кордофан, но и некоторые области восточного берега Нила1.

Мы не располагаем необходимыми данными, чтобы дать достаточно полную картину социальной структуры Дарфурского султаната. Этническую основу султаната составляли фуры (форы), говорившие на языке фор, или конджара. В XVI и XVII вв. в Дарфур откочевали некоторые из племен бени-хилаль. Эти племена оказали заметное влияние как на язык, так и на культуру фуров. В середине XIX в. уже почти все население султаната говорило по-арабски, но фуры, наряду с арабским, сохраняли и свой родной язык. Фуры составляли как бы ядро султаната, вокруг которого концентрировались зависимые от них племена суданских арабов, пришедшие в эти области в разное время и платившие султану ежегодные подати. Основным занятием фуров было мотыжное земледелие; они умело пользовались искусственным орошением для выращивания риса и огородных культур. Кроме того, они занимались скотоводством. Фуры давно ознакомились с выплавкой железа, достигнув высокого мастерства в его обработке: мечи, копья и сельскохозяйственные орудия дарфурского происхождения славились по всему Восточному Судану и составляли одну из постоянных статей вывоза. Дарфур торговал не только с соседними западными султанатами — Вадаи, Борну и Багирми; его караваны «дорогой сорока дней» регулярно посещали Египет (Асьют), доставляя туда рабов, слоновую кость, гумми2, страусовые перья и возвращаясь обратно с тканями, предметами роскоши, оружием.

Не вызывает сомнений факт быстрого разложения в обществе дарфурцев первобытно-общинных отношений и наличия сильного феодального и рабовладельческого укладов. Фуры, а также и дарфурские племена арабов приводили рабов из южных экваториальных областей Восточного Судана (Бахр-эль-Газаль), и рабы не только обрабатывали поля и ухаживали за скотом, но и составляли боеспособные части войска дарфурского султана. Еще в XVI в. вся страна была разделена на четыре провинции и каждая из них — на более мелкие административные единицы. Во главе провинций стояли родственники султана. Все население выплачивало натуральную подать, которая поступала в казну султана. Обычное право было заменено писаными законами, и им подчинялось все население независимо от своей племенной принадлежности. Эти законы, основанные на важнейших положениях Корана, были существенным образом переработаны и дополнены дарфурскими султанами. В XVII в. ислам, который проник в Дарфур еще в XIV в., стал государственной религией. В столице Дарфура Эль-Фашере при дворе султана был сосредоточен аппарат управления, главный суд, командование войсками, сборщики налогов и т. д. Однако власть султанов распространялась лишь на сравнительно небольшую область. Арабские племена, подвластные Дарфуру и кочевавшие в отдаленных районах страны, часто отказывались выплачивать дань, оказывая войскам султана вооруженное сопротивление.

В XV в. подобный же султанат возник между Белым и Голубым Нилом в плодородной области Гезира, некогда входившей в состав древнего нубийского царства Мероэ. Этническую основу султаната составили фунги. По преданиям, первый султан — Омар Дунка — начал свое правление в 1485 г. В начале XVI в. территория султаната достигала значительных размеров, включая на западе часть Кордофана, на севере Донголу. В южном направлении границы доходили до «Страны бурунов» — негроидного нилотского племени. Столица султаната Сеннар в конце XVI в. была огромным по тем временам городом, насчитывавшим около 100 тыс. жителей. Фунги и подвластные им племена занимались сельским хозяйством и скотоводством. Сеннар, будучи главным производителем хлопка в Восточном Судане, вел оживленную торговлю с Эфиопией, Кордофаном, странами красноморского побережья. Сеннарские хлопчатобумажные ткани дамур были известны далеко за пределами страны. Так же как и в Дарфуре, в Сеннаре использовался труд негров-рабов.

С начала XIX в. в истории народов Восточного Судана наступил новый период, связанный сначала с египетским завоеванием, а затем — с установлением английского империалистического господства.