Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Медицинское обслуживание населения в Египте. Народное образование. Городское население
Этнография - Народы Африки

Египет возглавляет список стран с самой высокой смертностью (28,6 на тысячу), превосходя Индию (22). За последние десятилетия, с тех пор как Египет стал объектом эксплуатации и порабощения со стороны английского империализма, кривая смертности неуклонно идет вверх:

Год

Число смертей на тыс. чел.

Год

Число смертей на тыс.чел.

1905

23,5

1931

27,0

1909

25,4

1943

27,2

 

 

1945

28,61

Особенно велика смертность среди детей: из каждой тысячи родившихся в Египте детей 250 умирает в возрасте до одного года. Лишь очень немногие женщины во время беременности и родов могут воспользоваться квалифицированной медицинской помощью. Никакой охраны материнства и младенчества не существует. Средняя продолжительность жизни египтянина вдвое меньше продолжительности жизни англичанина или американца.

Чрезвычайно низкий жизненный уровень подавляющей массы египтян, страшная скученность, антисанитарные условия как в сельской местности, так и в городах, создают благоприятную почву для быстрого распространения самых различных заболеваний: бильгарциоза (болезни кишечника и мочевых путей), трахомы, дизентерии, туберкулеза, тифа и др. Большая часть населения даже не имеет свежей питьевой воды и вынуждена пользоваться загрязненной водой каналов. Никаких профилактических мероприятий по борьбе с малярией не проводится. В 1941 г. только в двух провинциях — Кена и Асуан—погибло от малярии 34 тыс. чел. (шестнадцатая часть всего населения Кены и десятая — Ауса- на). Вспышки эпидемий уносят десятки тысяч жизней. Холера и чума— частые гости в Египте. В 1947 г. в эпидемию холеры в стране погибло 10 тыс. чел.

Медицинское обслуживание населения поставлено очень плохо. В 1944 г. в Египте насчитывалось всего 4318 врачей: один врач обслуживает в среднем 4400 чел. Еще хуже обстоит дело в сельских местностях. По данным египетской прессы, в 1948 г. на 14 млн. сельского населения приходилось всего 1000 врачей. Число стационарных лечебниц не превышает 100 в городах, 52 — в сельских местностях. Эти цифры раскрывают суровую правду о тяжелом положении трудящихся Египта.

Сельское население практически лишено квалифицированной медицинской помощи. Феллах идет лечиться не к врачу, а к знахарям, «святым» шейхам, цырюльникам. Рассадниками инфекционных заболеваний служат многочисленные гробницы шейхов, священные камни и т. д.— места скопления тяжело больных, жаждущих исцеления. Особенно трудно бороться с желудочными заболеваниями, дизентерией, холерой и т. п. Чистой питьевой водой обеспечено лишь 15% населения, 85% пользуется сточной водой каналов и водоемов, зараженной возбудителями инфекционных заболеваний. Почти в каждой деревне существует местный «лекарь» {мужчина или женщина). «Лечение» сопровождается заговорами, чтением отрывков из Корана и «святых» книг. В большом ходу всевозможные ладанки и амулеты, якобы предохраняющие от той или иной болезни. Некоторые из лекарей оказывают больному помощь, вправляя вывихнутые конечности, вырывая больные зубы, «складывая» сломанные кости. Среди феллахов большим уважением пользуются массажисты. К массажу прибегают в случае запоров, растяжений, боли в спине, после тяжелой полевой работы. Женщины-лекарки искусно извлекают из глаза песчинки, помогают при родах. В широком ходу опиузуг, которым пользуются как обезболивающим средством. Частые головные боли,— результат не только жаркого климата, но и общей анемии,— принято лечить кровопусканием (средство, столь распространенное в медицине XVIII в.). Но чаще вмешательство «местного» лекаря приносит больному только вред. Наряду € рациональными средствами — массажем, удалением зубов и т. п.— применяются дикие способы лечения, которые из-за низкого культурного уровня основной массы населения продветают и в настоящее время.

Народное образование в Египте

Умный, трудолюбивый и талантливый народ почти не имеет доступа к образованию. В Египте, по данным 1947 г., было всего 16 % грамотных. В больших городах— Каире и Александрии — процент грамотных не превышает 45, понижаясь в сельских местностях до 10; грамотных женщин немногим больше 5 %. В стране существует два вида школ, продолжающих средневековую традицию схоластического религиозного образования,— мактабы — (начальные школы) и мадрасы. Как те, так и другие чаще организуются при мечетях.

В мактабах местные улемы, которые и сами не отличаются глубокими знаниями, преподают элементарные основы арабской письменности и чтение Корана. Обучение редко продолжается свыше четырех-пяти лет, и курс считается успешно законченным, если мальчик затверживает «священную» книгу пророка наизусть. Часто школа не имеет специального помещения, и ученики собираются где-нибудь в тени пальмы, у края пыльной дороги.

Мадрасы существуют на доходы с вакфа (земель, принадлежащих церкви). Они продолжают углубленное изучение Корана, выделяя как специальные дисциплины арабский классический язык (этимологию и синтаксис), науку красноречия, стилистику и фикх (богословское законоведение).

Эти мусульманские «семинарии», несмотря на свою малочисленность, играют заметную роль в общественной жизни стран Востока, будучи центрами арабской учености.

Большой интерес представляет крупнейшая Мадрасе мира, настоящая богословская академия Египта — университет аль-Азхар, основанный в 970 г. Преподавание в аль-Азхаре ведется до сих пор по старинной средневековой традиции. В центре обучения стоит изучение Корана, толкований на него, сунны и хадисов и т. п. В настоящее время аль-Аз- хар — оплот панисламизма. Число учащихся в этом университете доходит до 10 тыс. Около трехсот преподавателей и профессоров ведут занятия в просторных галлереях мечети.

В числе слушателей — не только египтяне. Сюда съезжаются студенты из Судана, Триполи, Туниса, Алжира, Марокко, Афганистана, Индии. Значительные доходы с обширных земельных наделов и крупные субсидии правительства, заинтересованного в распространении египетского влияния в мусульманских странах, позволяют организовать обучение бесплатно. Больше того, студенты получают хлебный паек и освобождаются от военной службы. В этом своеобразном «университете» собрана редчайшая коллекция арабских рукописей. Профессора аль- Азхара ведут преподавание в шести более мелких мадрасах, а печатные издания Азхара можно найти в любой мусульманской стране.

Еще Мухаммед Али был озабочен подготовкой кадров национальной интеллигенции. Обучение за границей молодых египтян не давало сколько- нибудь ощутимых результатов. Требовалась коренная перестройка всей системы народного образования с учетом европейского опыта. В Египте были открыты низшие и средние школы, задача которых состояла в подготовке узкой прослойки грамотных чиновников и специалистов. Число этих школ было невелико, и основная масса детей школьного возраста оставалась без какого бы то ни было систематического образования.

Больше пятидесяти лет назад (1897 г.) большая часть мактабов была взята на учет и преобразована в светские школы. Закон о всеобщем обязательном обучении детей в возрасте от семи до двенадцати лет, принятый в стране в 1933 г., не осуществляется. По данным 1947 г., из 4500 тыс. детей школьного возраста только 1300 тыс. (29%) посещают школы.

В Египте проводится резкая грань между низшими школами, предназначенными для народа, и школами европеизированными, в которых дети имущих классов готовятся к государственной деятельности. Программы народных школ чрезвычайно перегружены изучением Корана.В продолжение четырех лет на Коран и вероучение (без арабского языка и каллиграфии) отводится 11 часов в неделю, на арифметику — семь. Иначе обстоит дело в европеизированных школах. В начальных школах этого типа, также рассчитанных на четырехгодичный курс, на изучение Корана и богословие отводится только два часа в неделю, а иностранные языки занимают восемь часов. Программа построена по типу европейских школ. Окончивший начальную школу стремится поступить в среднюю, где обучение продолжается пять лет. Кроме правительственных школ для египтян существует незначительное число школ, принадлежащих «благотворительным» обществам и иностранным миссиям. Эти последние— рассадники шпионажа, и египетская молодежь избегает учиться в них. Некоторое количество английских, американских и французских средних школ, со специальным коммерческим уклоном, занято подготовкой квалифицированных чиновников из местного населения для работы в Египте на иностранных предприятиях.

Городское население

20% населения Египта живет в городах. Главные города страны расположены в Нижнем Египте. Крупнейший порт Египта Александрия находится в 200 км от Каира, в западной части дельты. Население достигает 928 тыс. чел. Основанная Александром Македонским в 331 г. до н. э., Александрия в течение столетий была столицей Египта. Сейчас стратегическое значение Александрии, крупнейшей военно-морской базы, прикрывающей Суэцкий канал, чрезвычайно велико. Через Александрию ежегодно проходит в среднем 90% всего товарооборота страны.

Важное стратегическое значение имеют также Порт-Саид (178,9 тыс. жителей), расположенный на северной стороне Суэцкого канала, и г. Суэц (108 тыс. жит.) — на южной. Другие порты — Порт-Фуад, Порт-Тауфик, Сафага, Кусейр и Дамиетта —имеют второстепенное значение. Из наиболее крупных городов Египта нужно отметить торгово-промышленные центры дельты: Танту (140 тыс. жит.), Эль-Мансуру (102 тыс.), Эль-Махаллат- эль-Кубру (116 тыс.), Эз-Заказик (90 тыс.), Даманхур (85 тыс.), Эль-Файюм (72 тыс.), «столицу коптов» Асьют (89 тыс.), Кену и Асуан.

Столица страны Каир, основанная в конце X в., сейчас насчитывает 2100 тыс. жителей. Нил связывает Каир с Суданом и Средиземным морем. Древние караванные пути ведут от него на запад — к Ливии и на восток — к Палестине и Аравии; железные дороги — к Александрии, Суэцкому каналу (городам Исмаилия, Порт-Саид, Суэц) и Дамиетте.

Каир делится на две части: восточную, включающую «старый город», и западную, где в «новом городе» расположена большая часть правительственных и научных учреждений, представительств фирм, парламент, дипломатический корпус. Пригороды Каира — Замалик, Гиза, Гарден Сити и др. застроены изящными виллами европейцев и египетской буржуазии. Но это показное благополучие не может скрыть бедственного положения страны. Каирский трамвай принадлежит бельгийской компании. Фрадцузский капитал распоряжается электричеством и газом. Кафе, рестораны и отели — греческие и итальянские.

Восточная часть города — мусульманская. Узкие, кривые улицы застроены ветхими домами. Новых строений не видно, старые не ремонтируются; правительство отпускает на городское благоустройство мизерные средства, а население не имеет возможности следить даже за текущим ремонтом. В этом районе города не везде есть водопровод, электричества и канализация. На захламленных, грязных дворах играют истощенные, полуголые дети. Не удивительно, что вспышки тяжелых эпидемических заболеваний —частое явление.

Каир — город больших контрастов. В восточной части города сохранились замечательные памятники архитектуры. Особенно славятся старинные мечети, сочетающие классическую строгость линий с причудливым узором арабского орнамента. Сохранились мечети Амра (VII в. н. э.)> Ибн-Тулуна (876 г. н. э.), аль-Ахмар (1125 г. н. э.). Редким архитектур

ным памятником эпохи Фатимидов является здание мечети аль-Азхар. Своеобразны старинные многоэтажные дома, сложенные из известняка, с характерными выступающими надстройками, глухим четырехугольным двором, тяжелой деревянной дверью, окнами и балконом, украшенными оригинальным резным узором, которым славился Каир и Багдад Аббасидов.

В столице Египта промышленных предприятий мало, существуют лишь мебельные, папиросные, ткацкие, обувные фабрики. В восточной части города развито ремесленное производство.

В Каире сосредоточены основные научные, просветительные и учебные учреждения страны: Географическое общество, знаменитый музей, содержащий богатейшее в мире собрание египетских древностей, сельскохозяйственный музей, единственный в мире коптский музей, Национальная библиотека, где хранятся уникальные рукописи, университет, несколько высших школ.

Первое светское высшее учебное заведение — учительский институт — основан в 1873 г. (сейчас в Египте три педагогических института). В 1925 г. открылся Каирский университет, по количеству учащихся конкурирующий с аль-Азхаром (9 тыс. студ. в 1938/1939 г.). Открыт университет и в Александрии. Работает несколько высших школ: военная, художественная, сельскохозяйственная и др. Характерно для Египта как страны со слабо развитой промышленностью, что из тринадцати средних специальных учебных заведений лишь два —технические, остальные—коммерческие и сельскохозяйственные. Молодежь Египта, чутко реагируя на политическую жизнь страны, принимает самое активное участие в национально-освободительной борьбе своего народа. После второй мировой войны возник ряд массовых молодежных организаций.

Новая египетская художественная литература, выросшая на лучших образцах классической арабской литературы, еще во второй половине XIX и начале XX в. выдвинула немало талантливых прозаиков, поэтов, публицистов. Широкой известностью, особенно на арабском Востоке, пользуются Джурджи Зейдан (1861—1914), автор многих исторических романов; Абдаллах Недим (ум. 1896), прогрессивный общественный деятель, публицист и первый в Египте драматург; поэты — Ахмед Шауки (ум. 1932) и Хафиз Ибрахим; литературный критик Хафни Насыф.

С периодом революционного подъема 20-х годов XIX в. связана деятельность таких писателей, как Амин ар-Рафии, Таха Хусейн, Махмуд Теймур, Тауфик аль-Хаким и др. Отражая прогрессивные для того времени взгляды национальной буржуазии, эти писатели в своих произведениях поднимали голос протеста против английского господства, призывали к борьбе с феодализмом, обличали продажность чиновников, косность и консерватизм помещиков. Именно в это время появились первые политические памфлеты, критические и публицистические статьи.

Таха Хусейн (род. 1889) в своей автобиографической повести «Дни», переведеной на русский язык, пытался дать реалистическое описание египетской деревни. Махмуд Теймур (род. 1894), автор многочисленных рассказов, обличающих пережитки средневековья в египетском быту, оказал огромное влияние на молодых писателей арабских стран; он испытал на себе влияние Чехова. Тауфик аль-Хаким в романе «Возвращение духа» (также переведенном на русский язык) ярко рисует жизнь египетской национальной буржуазии и выражает ее взгляды на задачи национального движения. Амин ар-Рафии в своих ярких произведениях выступал против англичан, призывая к борьбе за независимость Египта.

В дальнейшем, с начала 30-х годов, египетская литература переживала период упадка, декадентских блужданий, ухода от действительности.

Но мощный подъем национально-освободительного движения периода второй мировой войны вызвал к жизни новые прогрессивные силы и в египетской литературе.

Произведения Садыка Саада («Проблема феллахов»), Ахмеда Рушди Салеха («Кромер в Египте» и «Суэцкий канал»), Рашида аль-Баррави («Нефтяная война на Среднем Востоке»), Мухаммеда Хасана Ахмеда, Ахмеда Юсефа, Нуман Ошура и многих других писателей и публицистов, демократические по своему идейному содержанию, зовут к борьбе против империализма, за мир и демократию.

В Египте издается много газет и журналов. Официальный орган «Журналь офисиель д'Эжипт» печатается на арабском и французском языках; широкое распространение получил журнал «Ат-Тахрир» («Освобождение»). Из газет наиболее известны «аль-Ахрам» («Пирамиды») ,«аль- Джумхурия» («Республиканец») и др.

В Египте до 1952 г. существовало несколько политических партий. Наиболее влиятельной буржуазно-помещичьей партией была Вафд, основанная в 1918 г.

От Вафда откололось несколько правых группировок, образовавших свои собственные партии: Хизб-аль-Ахрар-ад-Дустуриин (партия либера- лов-конституционалистов) и Саад. Эти партии представляли наиболее реакционные круги феодалов, компрадорской буржуазии и помещиков. После второй мировой войны часть партии Саад заняла проамериканские позиции.

Хизб-аль-Ватан («национальная» партия), основанная в 1907 г. известным прогрессивным деятелем Мустафой Камилем, постепенно утратила былое влияние.

Положение египетского пролетариата

Основную массу городского населения составляет беднота, ремесленники и рабочие. Общая численность рабочего класса Египта определяется в миллион с лишним человек. По данным переписи 1947 г.,

в обрабатывающей промышленности было занято (включая ремесленников) 709 тыс.) чел., на транспорте и в учреждениях связи 203 тыс., на строительстве 113 тыс. и в горнодобывающей промышленности 13 тыс. чел. Пролетариат Египта находится в исключительно тяжелых условиях. Так, например, 40% рабочих трудится свыше 70 часов в неделю; 15% — свыше 80 часов. Лишь на некоторых крупных текстильных фабриках, в результате упорной борьбы, рабочие добились от правительства формального решения о восьмичасовом рабочем дне.

Во время второй мировой войны, в 1942г., рабочий класс Египта заставил правящие классы принять закон о коллективных договорах, предусматривающий недельные, а для рабочих вредных отраслей производства — десятидневные ежегодные отпуска,^ оплачиваемые из расчета среднего заработка. Закон этот подавляющим большинством предприятий не выполняется. Заключение коллективных договоров с рабочими — редкое явление. Охрана труда на производстве почти полностью отсутствует. Техникагбезопасности не соблюдается, и в случае увечья пострадавший не получает компенсации. Еженедельный день отдыха рабочим предоставляется не всегда.

Квалифицированный рабочий в 1950 г. зарабатывал в месяц 2*/2 ег. фн., неквалифицированный — в два раза меньше. Этих денег едва хватает на полуголодное, существование.

Широко используется дешевый детский труд. В 1946 г. 10% всех промышленных рабочих составляли дети. Законодательство, ограничивающее эксплуатацию детского труда,"4 введенное в 1936 г., на практике почти не применяется.

Для Египта характерно, что 40 % рабочих, занятых^на производстве,— сезонники. Это — разорившиеся феллахи, пытающиеся найти в городах хотя бы случайный заработок. Огромная резервная армия, пополняемая притоком разоренных крестьян, непрерывно увеличивается. Перед каждым египетским рабочим всегда стоит угроза снижения заработка, угроза безработицы.

Живут рабочие на далеких окраинах городов, ютясь в слепленных из глины хибарках, в углах частных квартир, неблагоустроенных казармах. Питается семья рабочего дома. На предприятиях, даже крупных, редко организованы столовые, и рабочие ими почти не пользуются: не- хватает денег. Основная пища — постные супы, жидкие каши и похлебки из кукурузы и проса, пресные лепешки из муки крупного размола, овощи. Мясо, молоко и масло редко появляются на столе даже по праздничным дням.

Молодой рабочий класс Египта имеет уже славные революционные традиции, давно вступив на путь организованной борьбы. В 1921 г. была организована Всеобщая федерация профсоюзов, разгромленная правительством в 1924 г. Специальный закон 1932 г. запретил создание национальной федерации профсоюзов, и только в 1942 г. профсоюзы были официально признаны египетским законодательством. Согласно этому закону, все профсоюзные организации подпали под жесткий правительственный контроль. Одно из положений закона гласит: «О каждом профсоюзном собрании по организационным вопросам должно быть известно полиции, так же как и о каждом общем собрании профсоюза». Вся работа профсоюзов контролируется министерством по социальным делам. Профсоюзам запрещена политическая деятельность, и полиция строго следит за выполнением этой статьи закона. Тот же закон запрещал организацию союзов сельскохозяйственных рабочих, государственных служащих (включая в эту категорию железнодорожников), а также профсоюзных объединений.

Однако, несмотря на правительственное законодательство, направленное против рабочего класса, египетский пролетариат энергично борется за организацию Всеобщей конфедерации профсоюзов Египта. Созданный в 1951 г. подготовительный комитет, куда вошли представители 115 профсоюзов, возглавил эту борьбу; им был выдвинут также лозунг организации объединенного антиимпериалистического фронта всех партий и религиозных групп, борющихся за национальную независимость страны.

Невыносимо тяжелые условия труда и политическое бесправие заставляют рабочих прибегать к активным формам борьбы — массовым стачкам. Против бастующих правительство использует уже не только полицию, но и регулярные войска. Так, в 1950 г. против бастовавших железнодорожников депо Абу-Заабаль действовала танковая часть. В августе 1952 г. объявили забастовку текстильщики Кафр-эд-Давара, требовавшие повышения заработной платы и улучшения условий труда. Правительство зверски расправилось с забастовщиками, направив против них крупные полицейские силы и войска. В Кафр-эд-Даваре, Порт-Саиде и Александрии , было объявлено угрожаемое положение. Двести рабочих было раненог десять убито и пятьсот брошено в тюрьму. Специальный военный трибунал, созданный правительством, приговорил; 28 руководителей забастовки к смертной казни.

Жестокие правительственные репрессии не могут остановить рабочее движение в Египте. В суровой борьбе крепнут массовые организации египетского пролетариата.