Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Домашняя промышленность и ремесла Египта. Феллашская деревня. Феллашская семья
Этнография - Народы Африки

В свободное от полевых работ время феллахи трудятся над изготовлением кустарных изделий. Гончарное ремесло восходит к глубокой древности.

В Египте знают два способа изготовления глиняной посуды: ручной (на- лепом) и на гончарном круге. На гончарном круге работают только мужчины; ручным способом пользуются преимущественно женщины. Иногда мужчины и женщины работают вместе. Женщины заняты ручной работой, а мужчины на гончарном круге доделывают еще несовершенные заготовки. На рынок поступают разнообразные глиняные изделия: маленькие рукомоиники, горшки для варки пищи, кувшины для молока и воды, мангалы для угольев, ступки и, наконец, высокие, почти в рост человека сосуды, предназначенные для хранения зерна, фиников и овощей. В большом ходу кувшины, изготовленные из пористой нильской глины. Постепенное испарение через стенки сосуда охлаждает находящуюся в них воду.

Феллахи искусны также в изготовлении разнообразных корзин и цыновок. Корзины служат для сбора урожая, переноски удобрения, хранения зерна. Повсеместным распространением пользуется вместительная корзина с двумя ручками—мактаф. Свежие листья финиковой пальмы разрезают на тонкие полоски, из которых плетут длинную широкую косу. Из этих же листьев скручивают тонкий и крепкий шнур, которым и сшивают по сторонам заготовленную косу. Пальмовые листья идут на изготовление веревок, а из ветвей делают крепкие четырехугольные корзины — клетки для домашней птицы и кроликов, и легкую мебель —низкие столы, табуретки и т. д.

Кочевники, как правило, сами не занимаются ни гончарством, ни плетением, предпочитая необходимые товары покупать у феллахов. Египет в свою очередь обязан аравийским пришельцам развитием производства ковров, седел, кожаной обуви. Тонкое искусство мастеров золотых и серебряных дел также отмечено арабским влиянием.

Ткачество, столь распространенное до английского господства, постепенно умирает; феллахи покупают изделия английских и египетских текстильных фабрик. Однако в деревнях развито кустарное производство грубых хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

Феллашская деревня

Живут феллахи в небольших деревнях, разбросанных на возвышенностях нильских берегов. Непрерывная линия селений, перемежающаяся небольшими городами, тянется от Каира до Асуана. Во время разлива эти деревни кажутся островами, поднимающимися над бескрайной водной гладью.

Во многих деревнях есть мечети, и пять раз в день протяжный голос муэдзина призывает правоверных на молитву. Улицы кривые, узкие и грязные. Почва плотно утрамбована, но даже небольшой ветер поднимает, тучи едкой мелкой пыли. В центре деревни расположены лавка, контора компании, по закупке хлопка, школа (если она есть), палатки мясников, продавцов овощей, сапожные мастерские. Здесь же бойко торгует ладанками и амулетами заезжий дервиш.

Большинство домов — одноэтажные; редкие двухэтажные строения принадлежат местным богачам. Строительный материал — сырцовый кирпич; в Верхнем Египте, ближе к Асуану, больше домов из глины или известняка. Глину, смешанную с мелко нарубленной соломой, закладывают в деревянные формы. Готовые кирпичи сушат на солнце. При возведении стен кирпичи цементируются глиной, смешанной с жидким навозом. Обычно стены обмазывают известкой. Крыши — плоские. Жилища бедняков покрыты пальмовыми листьями, стеблями кукурузы, лоскутом старого брезента. В богатых и более благоустроенных домах крыша огораживается барьером и превращается в террасу.

Подавляющая масса феллахов ютится в жалких хижинах, сложенных из сырцового кирпича или слепленных из глины. В окнах таких хижин часто нет стекол. Зимой окна наглухо заделываются; летом, чтобы предохранить помещение от зноя и пыли, хозяева лачуг закладывают их колючими растениями, которые время от времени поливают холодной водой. Половину свободной площади тесного помещения занимает фурн — большая плоская печь, в зимнее время заменяющая кровать. Печь дымохода не имеет, и едкий дым от кизяка, почти единственного топлива феллахов, медленно выходит в дверь. Стены покрыты густым слоем сажи и копоти. В теплые дни феллахи предпочитают находиться на улице. В зимнее время в этой комнате ютится вся семья из пяти-шести человек. Нередко здесь же помещается скот.

Бедняки, не имеющие собственной земли, за особую плату получают разрешение от помещика или кулака построить на его участке временный шалаш; батраки же живут в хозяйственных постройках своего господина.

Обычный одноэтажный дом состоятельного феллаха занимает примерно 60 м2 и делится на три неравные части. Наиболее просторная его часть служит стойлом. Остальная часть дома состоит из двух маленьких комнат (по 12—14 м2); в одной из них живут, другая предназначена для приема гостей. Мебели мало. Земляной пол устлан цыновками.

Пищу обычно готовят поблизости от дома на очаге- В холодное зимнее время пользуются фурном. Едят два раза в день — в полдень и вечером, перед заходом солнца. Стол феллаха чрезвычайно скуден. Основная пища — плоские кукурузные (реже пшеничные) лепешки, бобовая каша, приправленная луком и растительным маслом, кислое молоко, овощи. Мясо — большая редкость. Повсеместно распространенные напитки — черный кофе без сахара и чай. Из фиников кустарным способом приготовляют слабую водку, из ячменя — пиво.

Старинный национальный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными свободными рукавами и открытым воротом; в зимнее время феллах набрасывает на себя домотканный плащ из верблюжьей шерсти — джуббу. Голову покрывает войлочная шапка (либде) или хлопчатобумажная шапочка (такия). Для значительной части феллахов, разоренных колониальными компаниями и местными помещиками, даже эта простая и дешевая одежда стала недоступной роскошью. Феллахи почти круглый год вынуждены обходиться без обуви, и только наиболее состоятельные имеют возможность приобрести грубые кожаные башмаки.

В городах национальный костюм египтянина дополняется короткой жилеткой, точнее фуфайкой без рукавов, и длинным «кафтаном», стянутым широким кушаком. Европейский костюм, особенно в городах, быстро вытесняет национальную одежду. Шейхи, чиновничество и представители имущих классов носят красный тарбуш или фес турецкого происхождения.

Женщины ходят в рубашке, низко вырезанной спереди, и длинном платье, обычно черного цвета, широкими складками спускающемся до лодыжек. Феллашки не закрывают лица, однако в городах еще изредка употребляются черные вуали. Среди египетских женщин в большом ходу шали и платки различных размеров и расцветок. Феллашки — большие любительницы украшений. До захвата Египта Англией и в деревнях можно было встретить золотые и серебряные кольца, серьги и подвески. В настоящее же время благородные металлы заменяются медью и оловом. Женщины подводят глаза сурьмой; ногти, концы пальцев, подошвы босых ног красят красной хной. Брови подкрашивают в черный цвет.

Татуировка, повидимому пришедшая в Египет из Ливии, все еще встречается среди сельского населения Верхнего Египта, в одинаковой степени среди женщин и мужчин. Несложным орнаментом украшают лоб, подбородок, ладони рук. Иногда татуировка связана с суеверными представлениями о ее магической силе, способной охранять от болезней, «дурного глаза» и действий «злого духа».

Египтяне торжественно отмечают главнейшие мусульманские праздники, но подавляющее большинство рабочих и феллахов в эти дни, как правило, не прекращает работы. Однако праздник разлива Нила, не имеющий ничего общего с мусульманской религией и уходящий своими корнями в глубокую древность, сохранил подлинно народный характер. Население Египта радостно встречает прибытие нильских'вод. В Каире Нил достигает высшего подъема между 15 и 20 августа. Торжественное открытие плотины некогда сопровождалось военным парадом, иллюминацией, фейерверком, массовым гуляньем. В 40-х годах XIX в. во время праздника Нила в реку бросали чучело юноши или девушки, убранное цветами. Это — напоминание о тех далеких днях, когда создатели пирамид покупали «милость» могущественной реки, принося ей человеческие жертвы.

По всему Египту широко празднуются дни местных «святых», что характерно не только для мусульманской религии. Эти праздники обычно бывают в апреле, т. е. после снятия урожая главного, «зимнего» сельскохозяйственного сезона. В больших селах устраиваются ярмарки. На площадях показывают свое искусство заезжие фокусники, канатоходцы, танцоры.

Египтяне любят музыку и пение. Песня, помогая в работе, приобретает профессиональную окраску: песни гребцов сохраняют такт мерных ударов весел; сельскохозяйственные работы сопровождаются особыми песнями, и т. д.

Современные музыкальные национальные инструменты почти в неизменном виде сохранились до наших дней от времен Древнего царства. В большом ходу всевозможные барабаны, бубны, кастаньеты. Из струнных инструментов наибольшим распространением пользуются каманджа, напоминающая виолончель с двумя струнами, канун — нечто вроде наших гуслей и уд — прототип семиструнной гитары. На всех этих инструментах играют при помощи смычка или специального молоточка. Най — египетская свирель — дополняет национальный оркестр.

Любовью и уважением окружены сказочники. В редком селении нет своего талантливого рассказчика. Наиболее популярные из них разъезжают по деревням и за небольшое вознаграждение знакомят внимательную аудиторию с прекрасными образцами египетского фольклора. Эта профессия требует хорошей памяти и сравнительно высокой культуры. Репертуар обширен. Наряду с наивными любовными историями, анекдотами, мудрыми, окрашенными мягким юмором народными сказками встречаются яркие страницы из «Тысячи и одной ночи», индийского и персидского эпоса.

Феллашская семья

В Египете в сельских местностях еще можно найти отдельные группы больших патриархальных семей, связанных между собой родственными узами. Глава такой группы или нескольких групп — шейх — все еще оказывает заметное влияние на жизнь деревни. Сейчас власть шейхов сведена к минимуму: он улаживает семейные ссоры, разбирает мелкие тяжбы. Административной властью наделен назначаемый правительством сельский староста — омда. Этот пост обычно занимают шейхи, имеющие не меньше 14 федданов земли, т. е. кулаки и помещики. Омда следит за точным выполнением постановлений правительства, за своевременной выплатой налогов и всевозможных сборов.

Несмотря на то, что ислам допускает многоженство, семьи феллахов, как правило, состоят из мужа и одной жены. В начале XIX в. в Египте, как и по всей Африке, свободно продавали и покупали рабов. Мусульманская "религия позволяет иметь наложниц. Дети от наложниц-ра- бынь считались законными. Но даже и тогда полигамия существовала в ограниченных размерах.

Статистика показывает, что менее 5% женатых мужчин имеют несколько жен. Это помещики и кулаки. Семья феллахов, рабочих, интеллигентов, как правило, моногамна.

Среди феллахов все еще часто встречается кузенный брак. Двоюродный брат (сын дяди по отцу) девушки обычно считается ее будущим мужем. Помолвка совершается в раннем возрасте. Родители договариваются о размерах выкупа за невесту, и после заключения письменного договора у деревенского кади (судьи) отец жениха уплачивает родителям невесты большую часть выкупа. С этого момента ни одна из сторон не может нарушить договора, и если в дальнейшем сердечная привязанность жениха или невесты заставляет переступить это правило, то пострадавшей стороне выплачивается «неустойка», часто превышающая выкуп.

Все еще встречаются случаи левирата. Браг умершего часто женится на вдове, чтобы закрепить за собой земельный надел.

Тяжела доля трудящихся женщин в Египте. Феллашка работает в поле и дома, батрачит на кулаков и помещиков, ухаживает за детьми. Мусульманская религия, полицейский аппарат буржуазно-помещичьего государства и дикие обычаи старины стоят на страже рабского положения женщины. Часто феллахи не имеют средств, чтобы прокормить собственных детей. Беспризорность выросла до угрожающих размеров. В марте 1943 г. на Конгрессе по вопросам быта выступил министр общественных работ Египта Абд аль-Хамид аль-Хакк. Он говорил о том, что в 1942 г. в Каире на 18 тыс. зарегистрированных браков пришлось 8 тыс. разводов. Основная причина увеличения числа разводов кроется в быстром обнищании трудящихся масс страны. Супруги не могут содержать собственных детей. Когда-то главной причиной развода считалась бездетность, но современная жизнь внесла в этот вопрос существенные поправки. По данным 1936 г., в Каире из 6800 случаев разводов только 284 (4%) произошло по этой причине, 1238 случая (20%)'объяснялись «неспособностью мужа прокормить семью». В 99% случаев дети разведенных стали беспризорными. В 1938 г. в Египте было подкинуто 55 226 грудных детей, в 1941 г.— 54 431. Сотни тысяч беспризорных живут на улице, не смея даже мечтать о школе. Дети феллахов с раннего возраста не только помогают родителям по хозяйству, но вместе с ними батрачат на полях помещиков. Девочку еще недавно выдавали замуж в 12—13 лет, и она становилась матерью. Специальное законодательство, согласно которому девушки могут вступать в брак не ранее 16 лет, осталось на бумаге, ранние браки и сейчас не редкость.

В случае развода муж обязан материально помогать своей бывшей жене до ее нового брака. Среди коптов развод не разрешается.

Рождение наследника торжественно празднуется, и женщина, имеющая нескольких сыновей, пользуется повсеместным уважением. Чтобы уберечь ребенка от «дурного глаза» и действия злых сверхъестественных сил, мальчика длительный период времени (до полутора-двух лет) одевают в женское платье и повивальная бабка распространяет по деревне слух о рождении девочки. Даже от отца первые дни после родов скрывают пол новорожденного. Мальчика ожидают два события, повидимому генетически между собой связанные. В раннем возрасте цырюльник тщательно бреет ему голову, оставляя несколько небольших хохолков. Этот обычай иногда еще встречается в сельских местностях, и не только среди мусульман, но и среди коптов. Хохолки освящаются шейхом (у коптов — священником). Когда волосы достигнут 4—5 см длины, их остригают, закапывая неподалеку от мечети или церкви, где происходит торжественная церемония, сопровождающаяся пением, пляской и музыкой. Когда мальчик достигает пяти-шести лет, его подвергают распространенной среди мусульман церемонии обрезания.

В погребальных обрядах сильны пережитки древних религиозных представлений.

О смерти возвещают высокие голоса плакальщиц. Если смерть наступила до полудня, то похороны происходят в тот же день. Тело обмывают и, завернув в два покрывала (сначала в белое хлопчатобумажное, а затем в зеленое), укладывают на специальные носилки. Ближайшие родственники покойного режут барана и обрызгивают кровью убитого животного опустевшее ложе. Носилки посменно несут четверо родственников-мужчин.

Сразу же за носилками следуют плакальщицы. В знак глубокой скорби их лица и руки выкрашены синей краской. Медленно танцуют они под звуки барабана, в исступлении кричат, царапают лицо и грудь. Обычай провожать усопшего танцами, стенаниями и музыкой сохраняется от времен древнего Египта.

Во многих местностях Верхнего Египта кладбища расположены не в деревнях, а на ближайших склонах пустыни, пограничных с оазисом. Направление могилы — с юго-запада на северо-восток. С южной стороны могилы вырыто углубление, достаточное для того, чтобы поместить в сидячем положении тело умершего, с лицом, обращенным к Мекке. Углубление замуровывают кирпичом, и могильную насыпь украшают пальмовыми ветками. От трех до семи дней продолжается траур. В эти дни могилу посещает факих для чтения специальных разделов Корана.