Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Этнический состав населения стран Магриба
Этнография - Народы Африки

Коренное население стран Северной Африки состоит главным образом из арабов и берберов. В состав населения этих стран входят также переселившиеся сюда в XIX—XX вв. французы, испанцы, итальянцы.

Основной язык огромного большинства населения всех стран Магриба — арабский. На втором месте по распространенности стоит группа берберских языков с многочисленными диалектами.

В Марокко число говорящих по-арабски, включая также население, говорящее на двух — одном из берберских и арабском языках, составляет 75%; в Алжире — свыше 80%, в Тунисе и Ливии — свыше 90%.

Буржуазные исследователи нередко задавались целью определить основные черты чисто арабской культуры и, отделив их от культуры населения Северной Африки, надеялись получить таким образом «чистую культуру берберов». Антропологи пытались найти «чистый арабский тип», противополагая ему «чистый берберский тип». Все эти поиски исходили из расистских теорий, игнорирующих процесс образования современных народов и наций из различных этнических групп. Этнографы выискивали «типично арабские» племена; изучая их быт, стремились найти в нем остатки древних обычаев и верований кочевников Аравии; антропологи измеряли черепа, надеясь установить показатели чисто арабского и чисто берберского типов, чтобы затем определить в процентах различные градации смешения обоих типов. Словом, все искали то, чего не существовало.

В действительности арабы, пришедшие из Аравии, составлявшие незначительную часть коренного населения страны, растворились в основной массе берберского населения, но арабизировали большую часть его. Некоторые берберские племена приняли ислам еще в VII—IX вв., а остальные были исламизированы позднее. Теперь большая часть населения Северной Африки говорит по-арабски, одевается по-арабски, исповедует ислам и считает себя арабами. Были попытки решить вопрос при помощи антропологии. Но массовые антропометрические измерения также ничего не дали. Более того, группы, считавшиеся антропологически «наиболее берберскими», в расовом отношении не отличаются от групп «самых чистых арабов». По экономике и религии берберские племена также не отличаются от арабских. А такой источник, как предания племени о своем происхождении, не надежен. Дело в том, что многие арабские и берберские племена зачастую включают в число своих предков известных мусульманских святых или считают своими прародителями либо библейских патриархов, либо членов семьи пророка или его ближайших родственников. Историческая ценность большинства всех этих генеалогий не велика, и редкие из преданий оказываются старше XVI—XVII вв.

Однако по своему происхождению лишь незначительная часть населения — действительно потомки арабов, пришедших в Северную Африку из Аравии и Сирии в VII—XI вв. Почти все коренное население Магриба составляют потомки древних насельников страны — древних ливийцев, гетулов, маврусиев и многих других, названных общим именем берберов.

Что дело обстоит именно так, видно из того, что в быту у арабов Магриба сохраняются до сих пор многие обычаи и обряды, чуждые доисламским арабам, но бытовавшие у народов Северной Африки задолго до арабского завоевания. Они сохранились главным образом в земледельческой обрядности и^ верованиях — сюда относятся обряды вызывания дождя, праздничные обряды снятия урожая и много других обычаев, до сих пор сохраняющихся не только среди берберов в глухих районах Марокко, но и у арабов-земледельцев Алжира и Туниса. Можно отметить, что ислам Магриба резко отличается от ортодоксальных мусульманских верований— ислама древней Аравии. Особенно характерны для Северной Африки: культ святых мест, источников и деревьев, почитание марабутов, т. е. местных чудотворцев-святых — представления, чуждые исламу,— а также вера в «благодать» — барака, также несовместимая с мусульманством. Все это — остатки религиозных воззрений древних ливийцев, удержавшиеся и после принятия ислама.

Все это неоспоримо доказывает, что основу современного арабского населения Магриба составляет доарабское автохтонное земледельческое население страны. Лишь население некоторых областей, например равнин центральной части Марокко, составляют потомки арабских племен, пришедших с большинством арабов в ХТв. и поселенных марокканскими феодалами в своих владениях.

Местное население удержало свой язык и свою прежнюю доисламскую культуру лишь в некоторых изолированных горных районах Атласа и в удаленных оазисах. Только эту группу населения принято называть берберами.

Таким образом, в основе различия между берберами и арабами лежит только языковое различие, но не этническое, так как основная масса арабоберберского населения Северной Африки имеет единое происхождение.

В пределах Ливии берберы — жители оазисов — составляют всего лишь 7,2% всего населения страны. Еще меньше их в Тунисе, где берберские общины можно найти лишь на юге и на о-ве Джерба. На берберских языках в Тунисе говорит всего 1,7%, в Алжире — около 25% и в Марокко — от 43 до 50% всего населения, считая также говорящих на двух языках. Берберы сосредоточены преимущественно в горных и степных районах.

За пределами Магриба небольшие группы, говорящие на берберских языках, рассеяны на огромном пространстве. Берберы составляют основное население оазисов Алжирской Сахары, Ливии, оазиса Сива в Египте. ,К числу берберов относятся также туареги, населяющие нагорье Ахаггар, Аир или Азбен, плоскогорье Адрар й области среднего течения Нигера от Тимбукту почти до Ниамей. Кроме того, берберы зенага живут в пределах северо-восточной части Сенегала.

Общая численность населения, говорящего на берберских языках, достигает 5800 тыс.

Марокко

В Марокко живет свыше 10 млн. чел. (в том числе во сЬюаннузской зоне, по пеюешгси 1947 г..—8617 тыс. чел., и в испанской зоне и Танжере, по оценке 1951 г.,—1466 тыс. чел.). Коренного арабо-берберского населения насчитывается около 95%. Особую группу населения — около 240 тыс. чел.— составляют евреи. Европейское население состоит из французов, испанцев, итальянцев и др., общая численность которых — около 350 тыс.

Марокко населено весьма неравномерно, в зависимости от рельефа местности и плодородия почвы. Наиболее густо заселены равнины западного Марокко между массивом Джабала на севере и горами Высокого Атласа на юге, в особенности районы Гарб, Шавийя, Тадла, Дуккала и Абда. В них сосредоточено около двух пятых всех жителей Марокко. Горы в Марокко менее удобны для заселения, чем горы соседнего Алжира. Поэтому в горах Джабала, Риф и Среднем Атласе население немногочисленно.

Арабы переселились в западную часть Магриба позже, чем в Алжир и Тунис. Лишь в XII в. альмохадский халиф Абд аль-Мумин поселил в Марокко арабские племена хилаль из Туниса и восточного Алжира, где они появились в XI столетии.

Правители из берберской династии Альмохадов и сменившей ее в Марокко династии Маринидов постоянно опирались на арабские племена, сначала хилаль, затем — макиль. С их помощью они удерживали власть и расширяли свои владения в ожесточенной борьбе с соотечественниками- берберами. Мелкие берберские племена были постепенно подчинены ими или оттеснены в горы.

«Область махзен» населена потомками арабских племен, занявших все наиболее плодородные равнинные области Марокко. Потомки хилаль населяют равнины у предгорий Атласа и степи восточного Марокко, а потомки арабов макиль живут в долине верхней части течения р. Мулуйя и на равнинах Южного Атласа.

Сравнительно мало заселены южная и юго-восточная части Марокко, прилегающие к Сахаре. Население здесь сосредоточено по преимуществу в оазисах Уэд-Гир, Уэд-Зиз, Тафилельт и Уэд-Драа, Берберы, т. е. марокканцы, говорящие на берберских языках, живут в горных областях. Они составляют три группы: в северной части Марокко живут риф- ские племена (гелайя, темсаман, боттова, уриагель, бану-саид и др.), а в низовьях р. Мулуйи — бану-изнасен. Другую группу составляют берберы центрального Марокко, живущие в верховьях рек Мулуйя, Себу и Драа вплоть до оазиса Тафилельт на юго-востоке, а также между городами Фес и Мекнес и около городов Рабата и Сале. Эту группу составляют берберы зуага и брабер (иначе барабир, берабер). Наконец, третью группу составляют берберы шлух (также шлёх, или шиллух), живущие в западной части Высокого Атласа и Анти-Атласа. Они населяют всю местность южнее Могадора и Марракеша, долины гор Большого Атласа и Анти-Атласа, атлантическое побережье, прилегающее к ним, области Сус и Уэд- Бун.

Евреи живут по преимуществу в городах и отчасти среди племен Высокого Атласа. Население некоторых из городов, например Демната, почти целиком еврейское. Марокканцы различают две группы евреев. Одну из них они называют плиштим, другую — форастерос. Происхождение первой группы неясно; во всяком случае, плиштим поселились в Марокко еще до появления ислама. Вторую группу составляют евреи, бежавшие из Испании в XVI в. от гонений инквизиции.

Таковы главнейшие этнические группы, из которых складывалось в течение веков население Марокко.

Алжир

Алжир делится на две резко отличающиеся одна от другой части: территорию собственно Алжира и южные территории. Первая занимает центральную часть Магриба, т. е. средиземноморское побережье, горы Большой и Малой Каби- лии и далее, к югу, прилегающие к ним высокогорные районы Атласа. К югу от них полупустынные области Сахары, переходящие в пустыню, образуют так называемые «Территории Юга», имеющие особое управление.

Большая часть населения (более 90%) сосредоточена в северной части страны, южные же районы населены весьма слабо. Плотность населения в северной части Алжира в некоторых местах достигает 240 чел. на квадратный километр.

Алжир населен главным образом арабами и берберами. По переписи 1948 г., общая численность населения Алжира 8682 тыс.; из них 89% коренного арабо-берберского населения и 10,6% европейцев. Свыше 80% алжирцев говорит по-арабски; лишь население некоторых горных районов говорит по-берберски. В горах Большой и Малой Кабилии и в Ауресе живут кабилы. Несколько особняком в отношении этнического состава стоят мзабиты (мозабиты), населяющие оазис Гардая и прилегающие местности Берриан, Геррара, Метлили и др. в районе Уэд-Мзаб. В сельских местностях население состоите основном из арабов и берберов. Городское население по своему этническому составу гораздо пестрее: кроме арабов и берберов, а также французов, там живут испанцы, итальянцы, евреи, потомки турок — кулугли, мальтийцы, египтяне, греки, сирийцы и многие другие.

Территории Юга включают значительную часть центральной Сахары. В этой негостеприимной, выжженной солнцем каменистой пустыне кочуют со своими немногочисленными стадами верблюдов, коз и овец два племенных объединения туарегов — кель-аджер и кель-ахаггар, общая численность которых около 8 тыс. По данным 1947 г., туареги этих двух групп составляют всего лишь 1,78% общего числа всех туарегов. Основная масса их живет в пределах Французского Судана, поэтому описание их жизни дано в соответствующей главе.

Тунис

Третья, самая восточная страна Магриба — Тунис— по площади своей значительно меньше Алжира и Марокко. Но это одна из наиболее густо населенных областей Северной Африки. Щ данным 1946 г., общая численность населения Туниса достигала 3230 тыс., с огромным преобладанием арабов. По сравнению с ними европейцев — французов и итальянцев — немного (7,4%). Итальянская иммиграция всегда вызывала тревогу французского правительства, всеми мерами пытавшегося повысить численность французской части населения в ущерб итальянской. Большая часть французов — это колонисты, чиновники и купцы.

Итальянское население Туниса состоит по преимуществу из мелкой буржуазии и рабочих — каменщиков, горнорабочих (в Ле-Кефе) и сельскохозяйственных рабочих, приезжающих из Сицилии и Сардинии. Французы и итальянцы представляют собой основную массу европейского населения; остальные европейцы, мальтийцы например, составляют незначительное меньшинство. 60% европейцев сосредоточено в районе Туниса, остальные расселены в более мелких городах: Бизерте, Ферривиле, Сусе и Сфаксе. Особую группу представляют евреи — часть коренного населения страны, потомки евреев, поселившихся в Африке еще в I в. н. э. Общая численность евреев в 1946 г. определялась в 72 тыс. Больше половины всех евреев живет в Тунисском округе, остальные в городах Бизерте, Сусе и Сфаксе, а также в южной части Туниса, в Габесе и в особенности на о-ве Джерба.

Тунис арабизирован больше всех стран Магриба. Как и в Марокко, местное население, состоявшее из берберов, до XI в. оставалось почти не затронутым арабским влиянием. Первое время после завоевания арабы сосредоточивались по преимуществу в Кайруане и других городах южной части Туниса, бывших их опорными пунктами. Но с появлением в конце XI в. арабов хилаль, а за ними арабов сулайм положение изменилось. Арабские племена вытеснили берберов в горы, заняли всю страну,— в Тунисе произошло то же, что и в Марокко. Однако в то время как во многих горных массивах Марокко берберские племена сохранили свою самобытность до настоящего времени, в Тунисе они почти полностью смешались с пришельцами. Лишь в южной, пустынной части Туниса, на границе с Сахарой, сохранились группы берберов — матмата и варгамма, говорящие по-берберски и ведущие прежний образ жизни. Они живут в подземных жилищах, на весеннее время перебираются в палатки, где проводят весну и первую половину лета. Главное их занятие — скотоводство и лишь отчасти земледелие.

Ливия

Общая численность населения Ливии, по оценке 1950 г.,— около 1124 тыс. Основу ливийского народа составляют арабы. Кроме арабов, в стране живут итальянцы, мальтийцы и евреи. После второй мировой войны европейская часть населения заметно пополнилась англичанами и американцами.

Все население Ливии почти полностью сосредоточено в западной части колонии, на побережье Триполи. Прибрежные районы восточной части страны — Киренаика (Барка) — населены слабее. Там кочуют лишь немногочисленные арабские племена. Лишь на побережье, где находятся портовые города Бенгази, Дерна, Тобрук, население, состоящее по преимуществу из европейцев, более многочисленно.

Южнее, в глубине страны, жизнь возможна лишь в оазисах. Наиболее значительные из них — Джало, Джарабуб, Куфра и др. Население их занимается земледелием, садоводством и животноводством, жители некоторых оазисов говорят на берберском языке.

Население юго-западной части Ливии — Феццана и Тибести — составляет группа тиббу, или теда. Тиббу населяют безводные каменистые пустыни, полупустыни и гористые районы южной Ливии и соседних областей Французской Экваториальной Африки, сохраняя до наших дней весьма примитивный образ жизни. Численность их установить невозможно: одни определяют общее число тиббу в 3 тыс., другие — в 200 тыс. Тиббу, живущие в малодоступных районах Феццана и Тибести, занимаются охотой и скотоводством; исповедуют ислам.

Французские империалисты всегда проводили и проводят в странах Магриба провокационную политику разжигания национальной и племенной вражды, возбуждая рознь между арабами и берберами, между европейцами и «туземцами». В противовес этой империалистической политике коммунисты Франции и стран Магриба призывают все народы, населяющие эти страны, к сближению и дружбе, к объединению в общей борьбе против французских колонизаторов.