Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Основные этапы истории стран Магриба
Этнография - Народы Африки

Наиболее ранние письменные источники, проливающие свет на историю стран Магриба, Ливии и Сахары, это — древнеегипетские надписи, с V в. до н. э.— сообщения греческих, затем римских историков, а также надписи на пуническом и древнеливийском языках, найденные в Северной Африке

Египетские надписи III тысячелетия до н. э. показывают, что Ливия — так называли тогда всю Северную Африку — была заселена земледельческими и пастушескими племенами. Уже в первой связной «летописи» древнего Египта, в так называемой палетке царя Скорпиона, говорится об огромном количестве скота, угнанного из пределов Ливии. Ливийцы упоминаются в надписях древнего Египта довольно часто, но нет ни одного древнеегипетского памятника, который рассказал бы нам о быте и общественном строе ливийских племен. Все упоминания лаконичны и сообщают лишь о военных столкновениях с ливийцами. Из этих надписей видно, что фараоны рабовладельческого Египта не раз вели войны с ливийскими племенами ради захвата рабов, скота, а, возможно, и с целью получения дани. В свою очередь ливийские племена, объединяясь с другими племенами и народами, не раз вторгались в Египет. Так, победные отчеты фараонов Рамзеса III и Мернепта повествуют о большом нашествии на Египет ливийских племен совместно с другими средиземноморскими народами: критянами, филистимлянами, сардинами, этрусками и др. Во главе стояло ливийское племя, названное в египетском тексте машауаша. На стенах древнеегипетских храмов сохранились до наших дней изображения битв со всеми этими народами. Среди них выделяются ливийцы, в их характерной одежде, со страусовыми перьями на голове, вооруженные луками, стрелами и мечами. Очевидно, в эту эпоху одно из ливийских племен было настолько могущественно, что оказалось в состоянии объединить вокруг себя народы Средиземноморья.

Греки того времени мало знали страны, находившиеся на западе. Там, на краю света, по их представлениям, был сад богов, где стоял великан Атлас, державший на своих плечах небесный свод. Но, по мере того как расширялся кругозор греков, край света отодвигался все дальше, пока не был отнесен к странам Северной Африки, к горному массиву Атласа, в названии которого сохранилось имя этого мифического великана. Горы Северной Африки считались страной Атласа, там жили ливийские племена, которых греки называли детьми Атласа, «атлантами», а за этими горами начинался беспредельный океан, названный Атлантическим.

О странах Африки повествует и другое предание — о великане Антее, ливийском царе, с которым боролся Геракл. В этом предании отразились, повидимому, исторические воспоминания о борьбе греков с ливийскими племенами, жившими около Кирены, в нынешней Киренаике. По древнейшим вариантам мифа об Антее, этот великан, считавшийся царем местности Ираса, покровительственно относился к переселившимся сюда грекам. Греки обосновались в Кирене в середине VII в. до н. э. Ливийцы отнеслись к ним дружественно, но по мере того, как крепли и богатели греческие поселения, цари Кирены пытались поработить ливийцев и расширить свои владения, изгнав ливийцев из соседних областей. В 544 г. до н. э. ливийские племена, объединившись, нанесли жестокое поражение грекам. О размерах его можно судить по тому, что в сражении было убито около 7 тыс. человек. Это было причиной того, что Антей, в древних вариантах мифа выступавший как герой, участвующий в общегреческих состязаниях, как представитель дружественных грекам ливийцев, в позднейших сказаниях превратился во враждебного великана, сурово встречающего всякого пришельца и предлагающего ему помериться силами. К числу этих сказаний относится предание о единоборстве Антея с Гераклом.

В начале I тысячелетия до н. э. финикийские города взяли в свои руки торговлю на Средиземном море. Финикийские мореплаватели проникали все дальше и дальше на запад, создавая на берегах Средиземного моря свои колонии. Одной из наиболее древних была Утика, основанная в 1101 г. до н. э. севернее нынешнего Туниса. Вслед за ней возникло еще несколько поселений в непосредственном с ней соседстве. Одно из таких поселений получило название Карт-Хадашт (Карфаген), что означает «новый город» (основан в 814 г. до н. э.). Карфаген, благодаря своему удобному местоположению в устье Меджерда, в скором времени расширился, окреп и подчинил себе все остальные финикийские колонии Африки.

Эпоха расцвета Карфагена предшествует возвышению Рима. Когда Римская республика, непрерывно расширяя свои владения, достигла берегов южной Италии, в лице Карфагена она встретила мощного противника. К этому времени Карфаген держал в своих руках всю торговлю в западной части Средиземного моря. В его владениях находились побережья нынешнего Алжира и Туниса, Сицилия, Корсика, Сардиния, Балеарские острова, а позднее и Испания.

Первоначально Карфаген, как и прочие финикийские поселения на африканском берегу, не имел прочной связи с окружающими его землями. Все его интересы были направлены на заморскую торговлю, и отношения с местным населением ограничивались тем, что карфагеняне, занимавшиеся в широких размерах работорговлей, видимо, совершали с целью захвата рабов набеги на ливийские племена. Представителю могущественного дома Магонидов. Ганнону I, приписывается превращение Карфагена из торговой колонии в африканское государство. Очевидно, Ганнон своими завоеваниями создал в области нынешнего Туниса Карфагенское государство и, обратив местных жителей в рабство, заставил их обрабатывать латифундии карфагенской знати. Именно в Карфагене в эту эпоху был написан не дошедший до нас обширный трактат о земледелии, о котором мы судим по латинским источникам. Автором его был Магон; некоторые историки называют его «отцом науки о сельском хозяйстве». В трактате содержалось описание сельского хозяйства, в котором широко применялся рабский труд. Римляне неоднократно переводили этот трактат на латинский язык; известно несколько переводов, сохранившихся в небольших отрывках. Этот трактат карфагенского рабовладельца был

этапы истории магриб

общепризнанным кодексом рационального ведения сельского хозяйства для всех позднейших рабовладельческих обществ Греции и Рима.

Ливийские племена, которым угрожало порабощение, вели против карфагенских рабовладельцев многовековую борьбу за независимость. История Карфагена повествует о многих восстаниях рабов и зависимых ливийских племен. В 241—238 гг. до н. э. —после первой пунической войны — здесь вспыхнуло большое восстание рабов и кочевников под руководством ливийца Магона. Оно ослабило рабовладельческое Карфагенское государство и приблизило его гибель.

В борьбе с Карфагеном сложились ливийские «царства» — Нумидия и Мавритания, представлявшие собою, повидимому, сильные союзы племен. Нумидия занимала территорию восточной части нынешнего Алжира и южной части Туниса, Мавритания — западную часть Алжира и северные части Марокко.

После падения Карфагена (146 г. до н. э.) римские завоеватели образовали на территории современного Туниса свою провинцию — Африку. Крупные латифундии с прикрепленными к ним рабами перешли во владение римской знати. Часть территории Карфагена отошла к Нумидии. оказавшей римлянам помощь в их борьбе с Карфагеном. Однако вскоре и сама Нумидия и Мавритания были поставлены в зависимость от Рима. Война нумидийских племен за свою независимость (111—105 гг. до н. э.), возглавленная талантливым и смелым вождем Югуртой, закончилась поражением нумидийцев. Впоследствии Нумидия и Мавритания, подобно Африке, были превращены в римские провинции. В латинских источниках . постепенно стали исчезать всякие упоминания о нумидийцах и ливийцах, и все коренное население стало называться маврами, а затем берберами.

Римляне обложили ливийское население данью. Римская знать создала и в других странах Северной Африки обширные латифундии, обрабатываемые рабским трудом. В I в. н. э. здесь развилась система колоната. Колоны, ведшие свое хозяйство на землях латифундий, отдавали их владельцам значительную часть своего урожая. Это была новая форма эксплуатации, переходная от рабства к феодализму. Трудом сотен тысяч рабов воздвигались водоемы, плотины, акведуки, каналы и другие оросительные сооружения, строились грандиозные римские храмы, крепости и стратегические дороги. Паразитический Рим, живший ограблением своих провинций, вывозил из Северной Африки большое количество зерна, оливкового масла, вина.

Римские проконсулы жестоко подавляли восстания рабов и зависимых племен Африки, стремившихся сбросить с себя ненавистное римское иго. Тем не менее эти восстания не прекращались. В них принимали участие и теснимые завоевателями ливийские племена. При императоре Марке Аврелии (161—180) восстали горцы Мавритании. Они вторглись на Пиренейский полуостров и временно подчинили его. В 260 г. восстали нумидийцы под руководством своего вождя Фараксена. Восстание охватило почти всю Нуми- дию. В то же время на борьбу с римлянами поднялись племена Мавритании. В 265 г. союз пяти племен, населявших Кабильские горы, так называемых квинкегентьенов, завоевал Нумидию и совершал оттуда набеги на римскую Африку. В самой римской Африке также вспыхнуло восстание под руководством Арадиона. Эти восстания африканских рабов и ливийских кочевых племен, наряду с восстаниями в других частях Римской империи, свидетельствовавшие о глубоком кризисе рабовладельческого строя, расшатывали и подрывали изъеденное внутренними противоречиями римское общество, предвещали его близкую гибель.

В IV в. Северную Африку охватило всеобщее восстание ливийских племен и рабов. Они выставили армию в 600 тыс. воинов. Это движение было облечено в религиозную форму. Повстанцы называли себя агони- стиками — борцами за истинную веру. Они громили поместья римской знати, освобождали рабов, уничтожали долговые расписки. Начавшись в горах Джурджурыоколо 320 г., это движение не прекращалось до начала V  в. и нанесло сокрушительный удар римскому господству в Африке.

В первой половине V в. Северная Африка подверглась нашествию вандалов; спустя век их сменили византийцы. И те и другие овладевали прибрежными городами, откуда вели борьбу с непокорными местными племенами, пытаясь подчинить их и собирать с них дань. Эти завоевания — краткий эпизод в истории Северной Африки, не отразившийся заметно на этническом составе и культуре местного населения. В VII в. византийских завоевателей вытеснили из Африки арабы, оставившие в истории Магриба значительно более глубокий след.