Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Языки койсанской группы
Этнография - Народы Африки

На территории южной оконечности Африки, в Юго- Западцой Африке, в пустынях Намиб и Калахари сохранились остатки прежнего населения Южной Африки — бушмены и готтентоты.

Общую численность бушменов установить трудно — во всяком случае их не более 7 тыс. Готтентотов насчитывается около 56 тыс. Загнанные в засушливые пустынные районы страны, народы эти вымирают. Часть бушменов до сих пор ведет охотничий образ жизни, готтентоты и некоторые группы бушменов работают батраками на фермах южноафриканцев — англичан, буров и немцев.

Между бушменскими и готтентотскими языками сходство в отношении словарного состава и всего грамматического строя очень велико, поэтому бушменские и готтентотские языки объединяют в одну группу — койсан- скую. Название, данное этой группе, условно и произведено от двух слов— кой-коин, и сан. Кой-коин (khoi-khoin) — самоназвание готтентотов и означает «люди людей». Вторая часть названия группы произведена от слова «сан» (sari) — так готтентоты называют бушменов.

Происхождение слова «готтентот» неясно. Несомненно, что оно существовало уже в XVII в. Предполагают, что слово это произошло от названия hottentiit («заика»), данного им первыми голландскими поселенцами из-за характерных щелкающих звуков, присущих готтентотским языкам.

Южные группы готтентотов истреблены в XVII—XVIII вв. В начале XX        в., во время восстания гереро и готтентотов, были уничтожены многие племена северной группы. Сохранились лишь остатки группы нама, живущей ныне в пределах Юго-Западной Африки. Вся история готтентотов — это история их отчаянной борьбы за независимость против голландских, английских и немецких колонизаторов. В этой борьбе готтентоты выступали нередко, как грозная сила. Из их среды вышло много энергичных вождей, сумевших объединить в борьбе за независимость не только готтентотские племена, но и племена банту.

На языке нама говорит также немногочисленное племя горных дамара.

Бушменские языки делят на три группы — южную, центральную и северную. К первой относится исчезнувший ныне язык хам-ка-кве; к северной относятся языки кунг, ауэн и др.; центральную группу составляют языки нарон, тати-масарва и др.

Большинство языков бушменов Калахари почти совершенно не изучено.

Особенностью всей группы койсанских языков является наличие особых щелкающих звуков. Эти щелкающие звуки произносятся разными способами. Они могут быть глухими и звонкими, иметь и не иметь придыхания, быть носовыми или входить составной частью в группу других звуков. Все они образуются путем втягивания воздуха, а не вь^ыхания. Наибольшее число щелкающих звуков встречается в языках Калахари, где существует семь способов щелканий. Из них для всех койсанских языков общи лишь четыре. Для их обозначения приняты условные значки, а именно: зубное (дентальное) щелканье обозначается/; альвеолярное^; церебральное/; латеральное//.

В южной группе бушменских языков встречается губно-губной щелкающий глухой велярный звук, называемый английскими фонетиками kiss sound («звук поцелуя») и обозначаемый в лингвистических записях знаком О

Щелкающие звуки, или, точнее, щелкающие согласные, присущи языкам бушменов, готтентотов, а также языкам южной группы банту (зулу, коса и суто). В газетах и журналах, а также в книгах, издающихся на языках зулу, коса и суто, эти звуки изображаются латинскими буквами х, с, q.

В большинстве бушменских языков основы слов почти всегда односложны. В двухсложных основах второй слог обычно представляет собою , суффикс, тесно слившийся с основой. Префиксы почти отсутствуют. Инфиксов также не много. Изменение значения основы производится при помощи суффиксов, число которых очень велико. Суффиксы эти отделимы от основы, но не имеют самостоятельного значения. Они придают основе пассивное или активное значение, отмечают множественность, уменьшительность и т. д. Глагольным (по значению) основам суффиксы придают оттенки длительности действия, возвратности, взаимности и иногда указывают на время действия. Удвоение основы — обычный способ образования множественного числа имен существительных и заставительной формы (каузатива) при глаголах. Нередко удвоение придает глаголу переходный характер.

Весьма характерно для бушменских языков сопоставление двух глаголов, которое придает видоизмененное значение первой основе. Так, например, резать + уходить = отрезать; шагать + двигаться прочь = уходить; прыгать + идти домой = выпрыгивать.

Для образования множественного числа используются нередко самые различные суффиксы; так, например, в нусан (одном из бушменских языков центральной группы) — не менее шести способов образования множественного числа.

Различие между глагольной и именной основами существует только в готтентотских языках и в языках центральной группы бушменов. В языках остальных бушменских групп основы глагола и имени неразличимы. Поэтому большое значение имеет положение слова в предложении. Порядок слов следующий: субъект + вспомогательные частицы + глагол. Глагольная основа при спряжении не изменяется. Показатели времени могут быть употреблены, если почему-либо это требуется отметить, обычно же в связной речи их опускают. Если субъектом является одушевленное существо, то личные местоимения ставятся перед глаголом. Если речь идет о неодушевленном предмете, местоимения никогда не употребляются. Порядок слов нарушается лишь в языке нама: либо субъект предшествует глаголу, либо глагол стоит в начале предложения. В последнем случае употребляется особая краткая форма местоимения.

Для того чтобы дать представление о структуре бушменского языка, рассмотрим основные черты языка бушменов кунг, относящегося, как уже было сказано, к северной группе этих языков. Не останавливаясь на рассмотрении фонетического состава, следует отметить, что в этом языке — шесть щелкающих звуков. Кроме обычных четырех, существует еще палатальное щелкание — /// и гортанное, обозначаемое + . Различаются пять музыкальных тонов — высокий, средний, низкий, падающий и возвышающийся.

Основы слов большей частью односложны, состоят из согласного и гласного звуков, иногда согласного и носового (который выполняет функцию слогового согласного, обычно это тип) или согласного, гласного и исходного носового (т. е. закрытый слог с носовым конечным согласным).

В языке бушменов кунг не существует различия между глаголом и именем существительным. Так, например, gu — «дорога», а также «идти», фп —«слово» и «говорить». Существительное может иметь значение прилагательного: Hlg6 — «мужчина», «мужской». Различие между субъектом и объектом, определяется только положением слова в предложении. Если существительное стоит перед глаголом, оно выполняет функции субъекта, поставленное после глагола — объекта. Образование множественного числа производится путем добавления числительных dsa («два») и gao («три» или «много»). Так, например, gome — «бык», gome dsa — «два быка», gome gao — «три» или «много быков». Однако множественное число образуется также путем добавления личного местоимения 3-го лица множ. числа gomesu («быки»). Отношение родительного падежа выражается сопоставлением слов, причем управляемое слово ставится перед управляющим: gaoha dsu'— «вождя хижина», gaohasu dsu — «вождей хижина», gaohasu dsusu — «вождей хижины».

Предложение строится таким образом, что на первом месте стоит субъект, за ним глагол, потом косвенный объект и, наконец, прямой объект: па mi HI ga («дай мне нож»).

Спряжение глагола, по существу, отсутствует. Основа остается неизменной, и к ней присоединяются частички, придающие ей временной оттенок - значение действия, совершающегося или совершившегося. В языке, повидимому, существуют грамматические классы. Так, в местоимениях третьего лица единственного и множественного числа люди составляют одну группу, а животные и неодушевленные предметы — другую. Различие это выражено тем, что местоимения, относящиеся к грамматическому классу людей, имеют форму ha, а к классу животных и вещей — ga.

Все местоимения могут иметь значение как субъекта, так и объекта, а также выступают в качестве притяжательных местоимений; форма их при этом не изменяется.

Мальгашский язык

Особое положение занимает Мадагаскар. Четырехмиллионное население этого острова резко отличается от всех народов, населяющих африканский материк, и по своему антропологическому типу, и по культуре, и по языку.

Население Мадагаскара говорит на мальгашском языке. Он относится к числу языков малайско-полинезийской группы, а в ее пределах — к западной группе индонезийских языков.