Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Древние народы Африки: бушмены и готтентоты, хауса и фульбе, нилоты
Этнография - Народы Африки

В своем продвижении к югу племена банту столкнулись с аборигенным населением Восточной Африки. Повидимому, на территории современной Кенци в глубокой древности происходил процесс формирования эфиопской расы, которая представляет собою как бы переходную ступень между средиземноморской и негроидной расами. Негроиды-банту оттеснили аборигенов к северу и, продвигаясь на юг, оттеснили или ассимилировали местное койсанское население, жившее в районе нынешней Танганьики. Население это состояло из бушменских и готтентотских племен. Культура бушменов более примитивна; они занимались охотой. Готтентоты по уровню своего развития стояли гораздо выше своих сородичей-бушменов, и преимущественным их занятием было скотоводство.

Исходя из того, что бушмены резко отличаются от готтентотов по культурному облику, многие этнографы предполагали, что бушмены были автохтонным населением Южной Африки, а готтентоты — позднейшими пришельцами, принесшими с собой начатки новой, более высокой культуры—скотоводство и умение обрабатывать железо. На этом предположении основывались сторонники уже упоминавшейся выше хамитской теории. Однако исследования показали, что диалекты центральной группы бушменских языков имеют много общего с готтентотскими. Д. Блик, специально изучавшая бушменские диалекты, в результате многолетних работ пришла к заключению, что готтентотские и бушменские диалекты имеют общую основу. По ее мнению, бушмены жили некогда не только в Южной Африке, но и далеко к северу, вплоть до области Великих озер. Что бушмены действительно некогда занимали всю территорию Восточной Африки, подтверждается тем, что на территории Танганьики сохранилось небольшое племя хадзапи, говорящее на языке, принадлежащем к бушменским языкам. Это племя окружено народами, говорящими на языках банту. В другом районе Танганьики живут сандаве, говорящие на языке готтентотской группы. Их так же, как и хадзапи, окружают народы банту.

Ко времени появления европейцев,т. е. к середине XVII в., оттесненные на юг племена бушменов и готтентотов занимали всю южную оконечность Африки. Готтентотские племена, жившие в пределах нынешних Трансвааля и Оранжевого Свободного Государства, были поглощены племенами банту. Языки юго-восточных банту изменили свою фонетическую систему, заимствовав из койсанских языков щелкающие звуки, что наложило особый отпечаток на всю группу южных языков банту, в этом отношении резко отличающуюся от остальных языков банту.

По всей южной оконечности Африки, главным образом в Драконовых горах, найдено множество наскальных рисунков, нередко приписываемых бушменам, хотя далеко не все они могут считаться бушменскими. Древнейшие из них созданы охотниками позднего или раннего палеолита — предками нынешних бушменов. Несомненно, что значительная часть наскальных росписей сделана руками самих бушменов и относится к XVI— XIX вв. На них изображены сцены охоты на антилоп, кабанов, разного вида газелей и т. п.; облавные охоты с участием как мужчин, так и женщин с детьми; женщины с копалками в руках в поисках съедобных растений и т. п. Среди этих рисунков имеются также весьма неумелые изображения европейских колонистов верхом на лошадях, с ружьями в руках.

Хауса и фульбе

Древнейшая история народов Судана представляет собою очень сложную картину. Языковое многообразие Судана показывает пестроту этнического состава и сложность исторических судеб этой части Африки. Повидимому, некогда на всем протяжении Западного Судана были распространены языки, близкие по своему типу к языкам банту (бантоидные языки). В настоящее время эти языки сохранились только в средней полосе Западного Судана и составляют три группы: западно-бантоидную, или атлантическую, центрально-бантоид- ную, или группу моси-груси, и восточно-бантоидную. К югу от них распространены языки гвинейской группы, генетически родственные бан- тоидным языкам, но значительно от них отличающиеся. К северу от бан- тоидных языков распространены языки манде и сонгаи — язьши населения государств средневекового Судана; отношение их к бантоидным языкам не вполне ясно. Таковы основные группировки этнического состава Западного Судана. Среди этой пестрой массы различных племен и языков выделяются два народа — фульбе и хауса.

Скотоводческие племена фульбе по антропологическому типу резко отличаются от окружающих их народов Судана. В то время как эти последние относятся к негроидной расе, фульбе — представители средиземноморской расы, но язык фульбе принадлежит к числу языков бантоид- ного типа. Очевидно, предки фульбе со своими стадами откочевали из западной Сахары или Северной Африки. Большинство племен фульбе смешалось с местным населением, приобрело негроидные черты и утратило свой язык. Лишь незначительная часть их сохранила Прежний антропологический тип.

Несколько иначе представляется история происхождения хауса. По антропологическому типу хауса относятся к негроидной расе и в этом отношении ничем не отличаются от окружающих их народов Судана. Однако язык хауса, так же как и языки многих мелких племен центральной части Нигерии и низовьев рек Шари и Логоне, относится к языкам семито-хамитской группы, или семьи. Таким образом, на юге Сахары в Центральном Судане живут народы, язык которых во многих отношениях сходен с языками берберов Северной Африки и населения древнего Египта. Вероятнее всего, хауса и родственные им племена представляют собою южную группу племен, предки которых некогда населяли нынешнюю Сахару. По мере уничтожения травянистого покрова они откочевывали к югу, так же как предки берберов и египтян отходили к более плодородным землям на север и в долину Нила. Только этим можно объяснить поразительную близость трех языковых групп, ныне разобщенных огромными пространствами Сахары.

Теда и канури

К востоку от хауса в пределах восточной Сахары живут племена языковой группы канури. Группа эта по своей структуре резко выделяется среди всех языков Судана. Происхождение ее неясно. Известно лишь, что в XVI в. канури, вытесненные со своей прежней родины племенами булала, вторглись в области западнее оз. Чад. Чем вызваны переселения всех этих племен — неизвестно.

Наибольшее языковое разнообразие наблюдается в Восточном Судане, где некоторые исследователи насчитывают до десятка самостоятельных языковых семей.

Исторические судьбы племен, населяющих Восточный Судан, выяснить почти невозможно, прежде всего потому, что области эти опустошались арабской работорговлей. Многие племена рассыпались на группы родов и рассеяны теперь на огромном пространстве от верховьев Нила до оз. Чад. Одну из автохтонных групп составляют кордофанские племена и племена горных нубийцев. О нубийцах в долине Нила сообщали древнегреческие географы.

Нилоты

Нубийцы представляют собою наиболее северную группу нилотских племен. В настоящее время нилотские_племена~населяют верховья Нила и его притоки. Они составляют компактную группу племен, отличающуюся от своих соседей не только в языковом, но и в антропологическом отношении. Это позволяет утверждать, что нилоты долгое время жили изолированно. В конце XIX в. некоторые племена нилотов еще пользовались копьями с наконечниками из рогов антилопы. Геродот, описывая войска персидского царя Дария, говорит, что в них были эфиопы, вооруженные подобными копьями. Несомненно, что нилотские племена некогда жили несколько севернее, и на египетских памятниках мы видим изображения негров, бесспорно, ни- лотского типа. Об этом свидетельствуют также некоторые черты их материальной культуры, нашедшие отражение в древнеегипетских росписях.

Нилотские племена, отступившие с севера, продвинулись к югу и много веков назад вторглись в области, населенные племенами банту.

Южные нилоты, близкие но языку и культуре нилотам алур, завоевали страны Межозерья, нынешние Уганду, Урунди и Уньоро, а также соседние страны. Здесь они смешались с местным населением, но сохранили некоторые черты нилотского антропологического типа — высокий рост, длинные конечности, длинноголовость и т. п. Однако в процессе смешения они утратили свой язык и говорят теперь на языках банту. Наличие высокорослого типа в пределах стран Межозерья дало повод для создания различных теорий, из которых наиболее известна хамитская теория, имеющая явно расистский характер *.

Семиты Эфиопии

Огромное большинство населения Северо-Восточной Африки говорит на кушитских языках. Однако в них вклинивается небольшая группа семитских языков Эфиопии, состоящая из языков амхара, тигре, тигринья, геэз, гафат и др. Появление семитских языков в этой части Африки объясняется переселением в пределы нынешней Эритреи группы южноарабских племен. Потомки этих арабов смешались с местным населением, утратили свой антропологический тип, но сохранили язык. Однако под влиянием кушитских языков изменились фонетическая структура и синтаксис этого языка, а словарный состав пополнился заимствованиями из кушитских языков.

Мадагаскар

Очерк древнейшей истории народов африканского материка был бы неполон без хотя бы краткого упоминания о Мадагаскаре.

Мадагаскар, причисляемый географами к африканскому материку, представляет собою своеобразный мир, резко отличающийся от всей остальной Африки. Эти отличия проявляются не только в особом характере флоры и фауны, но также — что нас прежде всего интересует — ив отношении населения острова и всей его истории и культуры.

Антропологи указывают, что население Мадагаскара — мальгаши — относится к монголоидной расе, к ее южноазиатской ветви. Население восточной, а особенно центральной части острова имеет ясно выраженные монголоидные черты. В западных районах, несомненно, присутствует негроидный тип.

Современное население Мадагаскара говорит на мальгашском языке (малайская группа языков). Исследователи отмечают его сходство с языками Западной Индонезии не только в общей структуре языка (основном словарном фонде, морфологии), но также и во всем словарном составе.

О связи с Индонезией свидетельствует также весь характер культуры мальгашей. Все особенности их культуры в области техники, устройстве жилищ, обработке металла, системе орошения полей типично индонезийские. Предания мальгашей сохранили сведения о заселении острова.